Что дает ребенку общение с собакой?
Литвиненко О.Л.
Педагог ЦДТ «Ирбис» г.о. Самара
Общение с собакой оказывает благотворное влияние на наше здоровье,как психическое, так и физическое, улучшает общее самочувствие и уменьшаетуровень стресса, значительно снижает риск психических и эмоциональныхрасстройств. Как отмечают многие исследователи, контакт с домашним животнымоказывает особенно благотворное влияние на развитие детей – у тех, кто вырос всемье, имеющей собаку, в дальнейшем отмечается значительно меньше психическихпроблем.
Борис Левинсон – американский детский психиатр, в середине 1960-хгодов исследовавший особенности воздействия домашних питомцев на детскуюпсихику. По результатам исследований, он пришёл к выводу, что собака стимулируетразвитие ребёнка как эмоционально, так и к различным видам деятельности.Левинсон заметил, что дети, растущие в семьях с собакой, более открыты иобщительны, им легче даётся обучение новому, чем их сверстникам, не имеющимсобаки. Долгосрочные исследования также показали, что ребёнок, растущий всемье, где есть собака, развивается быстрее, приобретает навыки эмпатии,проявляет больше сочувствия и сострадания, вырастает более устойчивым кобщественному давлению, открытым и ответственным.
В эмоциональном и развивающем смысле наличие в семье собакиполезно детям с самого раннего возраста. Все взаимодействия ребёнка и собакидолжны происходить только в присутствии взрослого, который в состоянииполностью контролировать животное.
Прежде всего, ребёнок, растущий с собакой, с самого начала своейжизни приобретает устойчивый иммунитет к различным аллергенам.
Отношения между ребёнком дошкольного возраста и собакой быстростановятся дружескими и по-настоящему близкими, и чтобы этот процесс проходилслаженно и гладко, мы должны сообразно возрасту ребенка донести до егоосознания, что собака – это не игрушка, как и все остальные живые существа, оначувствует боль, может испугаться и т.п. Это означает, что только взрослыедолжны установить разумные границы для взаимодействия ребёнка и собаки. Мойопыт показывает, что дети очень хорошо усваивают самые важные навыки и правилаобщения.
Систематический контакт с собакой позволяет ребёнку узнать остроении её тела. В результате формируется схема структуры и человеческого тела,которая даёт ощутимые результаты в процессе самопознания, столь важного длявзросления. Кроме того, развивается подвижность ребенка, например, во времяспонтанной активности в игре с собакой, стимулируется развитие органов слуха,зрения и осязания. Игры с собакой стимулируют всестороннее развитие, повышаютспособность фокусировать внимание, формируют положительные эмоции, облегчаютсоциальные контакты и улучшают общение.
На дальнейшей стадии социализации собака уже становитсяненавязчивым стимулом к освоению определённых обязанностей. Ежедневный уход засобакой – прогулки, кормление, расчёсывание, – учит не только ответственности,также и открытости миру, внимательности, эмпатии, что позволит ему лучше ибыстрее понимать и считывать эмоции других людей в старшем возрасте. Общение ссобакой учит ребёнка быть адекватно эмоциональным, поддерживает его когнитивноеразвитие, понижает уровень стресса.
Итак, в общении с собакой ребёнок совершенствует свои когнитивные,интеллектуальные, а также эмоциональные, социальные и физические навыки.Благодаря игре и упражнениям с собакой улучшаются восприятие и двигательныефункции, языковые функции, а также память, латерализация функций головногомозга, ориентация в схеме тела и пространстве, чувствительность и мотивация кучебной деятельности – занятия сопровождаются положительными эмоциями,благодаря которым легче усваивать знания.