Что такое лэпбук и как его использовать?
— Сегодня я познакомлю Вас, а тем, кто уже слышал, напомню о новомспособе систематизации знаний.
В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потокоминформации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ликто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разныхисточников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же,сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться сней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничегоне забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто одинраз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно долженпотрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере.Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужденпересматривать снова и снова.
Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать,обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельностипривело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бымоим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретироватьее, представлять в удобном для запоминания виде.
Учителем начальных классов работаю более 10 лет. На протяженииэтого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения,которые помогали бы детям эффективно усваивать материала разной сложности иобъема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использованиелэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.
Побродив по просторам Интернета я нашла нетолько большое количество уже готовых лэпбуков,но и заготовок кним. Чем больше я проникалась этой темой, тем навязчивее была мысль, чтоэто не лэпбук, это наша старая добрая книжка-малышка, она жекнижка-раскладушка, с которой мы работали ещё в те времена, когда я училась вшколе.
Конечно, лэпбук выглядит наряднее,благодаря различным формам цветных кармашков, но суть-то остаётся прежней– постановка цели, сбор и организация информации на заданную тематику собязательным присутствием выводов.
Всё новое это хорошо забытоестарое. Лэпбукне исключение. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытоестарое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».
Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересеннам как педагогам и нашим детям?
Впервые создавать лэпбуки началиамериканцы. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает«книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляетсобой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивнаяпапка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, вкоторой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм играфиков в любой форме по какой-то теме., Ученик все этоможет доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, такимобразом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
В такой папке собирается материал по определённой теме, которыйпомогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организоватьинформацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторитьпройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года»,«Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органычувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимыйсистематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения изакрепления знаний по заданной теме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
- возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
- разнообразие игровых заданий;
- интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
- возможность структурировать сложную информацию;
- возможность разнообразить самую скучную тему;
- научить простому способу запоминания;
- компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
- вариативность использования заданий;
- возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию изакрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужнуюинформацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук — это возможностьрассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтомуони часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся влэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобыпройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научитьсяпользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях поопределенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания покакой-либо теме.
Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема ивремя), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам,парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческогодомашнего задания.
По своей структуре и содержанию он доступен даже детям дошкольноговозраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение изакрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный виддеятельности ребенка.
А я представляю свой лэпбук, какдидактическое пособие для учеников начальных классов.
