Ольга Ивановна Плотникова,
Учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.Калуги
Цифровые сервисы на уроках английского языка
Современное образование претерпевает изменения. Сегодня сложнопредставить обучение без использования информационных технологий. Преподаваниеанглийского языка требует от учителя поиска новых методических средств иприемов. Это требование продиктовано новыми задачами, которые ставятся передучителем во ФГОС второго поколения – акцент на развитии личностных иметапредметных компетенций на основе всеобщей учебной деятельности,функциональной грамотности. Основная цель изучения иностранного языка в школе – это развитиекоммуникативных навыков, личности ребенка, который стремится и способен участвоватьв межкультурном общении на английском языке и иметь возможность учиться вбудущем.
Цифровые технологии являются важнейшим инструментом в достижениипоставленных целей. Они позволяют индивидуализировать обучение, мотивироватьучеников интересными формами заданий. Для современного ученика виртуальнаяжизнь становится частью реального мира. Вовлечь в процесс обучения детей безучета естественной среды довольно трудно, поэтому использование цифровыхобразовательных ресурсов становится весьма актуальным. В данной статье мырассмотрим цифровые образовательные инструменты и сервисы, которые могут бытьполезны для учителей английского языка.
Преимуществом цифровых сервисов и инструментов для созданияобразовательного контента является их доступность, простота в освоении ииспользовании. Педагоги имеют возможность создавать свои разработки, исходя изпоставленных целей. Авторские разработки яркие, привлекающие внимание учащихся,делают материал доступнее, упрощают контроль знаний.
Условно можно классифицировать цифровые образовательные ресурсыследующим образом:
— по целям урока: предлагаем выделить обучающие (предъявлениеновой темы), тестирующие — проведение промежуточного контроля, проверкаусвоения материала (Яндекс Формы, Google Формы, a4esl.org содержит готовые тесты на различныетемы), моделирующие и демонстрационные программы, например thinglink.com(закрепление пройденного материала).
— по возрасту: существует большое количество приложений по изучениюанглийского для детей начальной школы, отличающихся наличием интересныхигровых движков, героев и, в целом, яркостью и привлекательностью (Keba, English Learning Games). Длясредней школы приложения отличаются простотой в использовании, но наличиемматериала более высокого уровня, чем для начальной школы (British Council Teens, English Conversation). Для старшего звена полезны приложения, нацеленные наподготовку к ЕГЭ, содержащие тестовые вопросы, карточки на запоминания лексики,словообразование и др. (sdamgia.ru, BBC Learning English).
— по навыку: многие цифровые сервисы ориентированы на развитиеопределенного навыка: аудирования, говорения, чтения или письма (6 minute English,English Conversation, 2books, Improve English writing skills).
Далее предлагаю ознакомиться с некоторыми цифровыми ресурсами, которыемогут быть полезны при обучении английскому языку. Данные ресурсы могут бытьотнесены к нескольким выделенным нами группам.
Цифровые сервисы являются незаменимыми помощниками в проведенииопросов, тестов или анкет. Преимуществом перед бумажной версией являетсяавтоматическая проверка ответов, что облегчает работу учителя. Последнее времяпопулярность набирает сервис создания тестов Яндекс Формы.
Работа с новыми словами, заучивание лексики зачастую связаны струдностями в запоминании у учащихся. Незаменимым сервисом по отработки лексикиявляется Quizlet. Данный сервис предлагает создание карточек. Работа может бытьвыстроена модульно, а также есть возможность создать свой собственный курс понужной теме. Удобный интерфейс и привязка к браузеру позволяет добавлять изображенияпрямо в программу. Удобное приложение позволяет ученикам изучать лексику как науроке, так и является отличным подспорьем в заучивании слов дома.
Пример модуля по теме «Ways of cooking» можно посмотреть по ссылке https://quizlet.com/ru/731668089/ways-of-cooking-flash-cards/?funnelUUID=e8cefaaf-4959-43ad-8b82-67a74bbc64ea . Этот инструмент я использую длязапоминания и систематизации лексики как на уроках, так и в качестве дополненияк домашнему заданию.
Первые шаги в изучении английского языка являются основополагающими.Необходимо развитие устойчивого интереса у школьников к предмету. На обучениечтению во втором классе отводится первая четверть, не все дети осваивают этотключевой навык так быстро. На данном этапе в качестве дополнительной поддержкия предлагаю ученикам игру «Teach your monster to read». Эта игра доступна в браузере. Задачаучащихся научить героя игры – монстра научиться читать, сначала изучаютсяпростые буквы, которые легко соотносятся со звуками, затем читает короткиеслова, постепенно подключаются более сложные сочетания.
Для средней и старшей школы насыщенным дополнением к урокам являетсясайт https://learnenglish.britishcouncil.org. Здесь доступно много интересных заданий,которые разделены по возрасту (learn English kids / learn English teens), по осваиваемому навыку, а такжесгруппированы тренажеры грамматики и лексики. На уроках удобно использовать flesh-игры,распечатывать готовые задания для работы с видео или аудио.
Наиболее надежнойцифровой образовательной платформой является «Моя школа». Библиотека содержитогромное количество учебных материалов, разработанных учителями по УМК,включенным в Федеральный перечень учебников. Система дает возможность создаватьсвой цифровой мультимедийный материал (тестовый, обучающий, модулирующий ит.д.), хранить его, а также делиться с коллегами. Любой материал можно какприкрепить к уроку (например, сценарий урока), так и выдать в качестведомашнего задания. Ученику не придется искать рекомендованное приложение илисайт, он получает цифровое задание в электронный дневник.
Подводя итог, хочупривести слоган ZTE Smart Class «Tomorrow never waits». Технологии пришли внашу жизнь и уже не уйдут из нее. Наша задача освоить новую цифровую среду ииспользовать данные возможности для мотивации учащихся, повышения уровняуспеваемости, для формирования метапреметных компетенций. Цифровые обучающиетехнологии имеют огромный обучающий потенциал. Необходимо апробировать вреальном учебном контексте их способности стимулировать различные виды речевойдеятельности и возможности по-новому организовывать контактный и бесконтактныйучебный процесс. Важно помнить, что использование цифровых ресурсов вобразовательном процессе – это не цель, а средство, способствующее развитиюличности ребенка.
Литература:
1. «Педагогическая концепцияцифрового профессионального образования и обучения» под научной редакцией В. И.Блинова. Москва, 2020
2. Захарова М.В. Цифровыеинструменты преподавания английского языка // Мир педагогики и психологии:международный научно-практический журнал. 2020. № 06 (47). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/tsifrovye-instrumenty-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka.html
3. Лосева, Т. В. Использованиецифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Т. В. Лосева. —Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 416-417.
4. Семенова Ю.И.Использование мультимедийных программ в обучении английскому языку в средней школе//Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – 2016. – №. 3. –14
