«ДЕЛОВЫЕИГРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ»
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 4
1.1. Содержаниеэлементов игровой организации 5
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 11
2.1. Посещаемость занятий в группах с разнойстепенью реализации игровых технологий 12
2.2.Успешность прохождения итогового теста в группах с разной степенью реализацииигровых технологий 13
Заключение 14
Список литературы 15
Приложения 16
ВВЕДЕНИЕ
Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяютактивные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертываниятворческого потенциала личности, способствующие развитию познавательногоинтереса к предмету.
Поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобызаинтересовать учащихся предметом, научить выделять в предстоящей работеглавное, решать любые производственные проблемы.
Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистовстановятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Играизвестна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применятьих на практике. Игры дают возможность моделировать типичные производственныеситуации, в ходе которых ее участники ведут напряженную умственную работу,коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания исобственный практический опыт. Эта форма позволяет использовать самую древнююформу обучения и воспитания молодого поколения методом игры. Она позволяетсоединить знания из предпосылки действий в сами действия. Деловые игры,разработанные на конкретных ситуациях, вводят учащихся в сферу производственнойдеятельности, вырабатывают у них способность к критической оценке действующегопроизводства, к умению находить решение по его совершенствованию и являетсямощным стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретениюпрофессиональных знаний и навыков. Приобретаемые в процессе деловой игры практическиенавыки позволяют молодому специалисту избежать ошибок, которые возможны припереходе к самостоятельной трудовой деятельности.
• ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Анализ педагогической литературы, посвященной игровым формамобучения, показывает, что, во-первых, все разновидности игр, применяемых дляпрофессиональной подготовки, относятся к классу имитационных, во-вторых,деловую игру можно рассматривать как статистическую, так и динамическую модельпрофессиональной деятельности. Преподаватель еще на стадии разработки совмещаетдве модели — имитацию предметного содержания профессии и живогопрофессионального труда сотрудника.
Построение деловой игры основано на принципах:имитационное моделирование конкретных условий и динамики правоохранительнойдеятельности, игровое моделирование содержания профессиональной деятельностиспециалиста; двупланность игровой учебной деятельности заключается в том, чтодостижение игровых целей служит средством реализации личности специалиста,целей обучения и воспитания; проблемность содержания игры и процесса ееразвертывания в познавательной деятельности учеников; совместная деятельностьспециалистов в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграцииимитируемых в игре производственных функций; взаимодействие и диалогическоеобщение партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач,подготовки и принятия согласованных решений, развития познавательнойактивности. Игре предшествуют лекция, практические занятия.
1.1. Содержание элементовигровой организации.
На первом этапе игра должна «просматриваться» преподавателемс различных позиций, чтобы деятельность участников не стала непредсказуемой инеуправляемой. Чем больше вариантов сможет прогнозировать преподаватель, темболее эффективной будет модель занятия. Вместе с тем, снижается вероятностьдопущения ошибок и со стороны организатора игры. Подготовительная деятельностьстроится на прогностической основе, считающейся видом управленческойдеятельности и обращенной в будущее. Каждому этапу прогнозированиясоответствует прогнозный фон, представляющий собой совокупность внешнихобстоятельств, имеющих значение для объекта прогнозирования. Прогнозированиепредоставляет организатору деловой игры следующие возможности: обнаружитьпроблемную ситуацию, на основе которой будет строится деловая игра; произвестимноговариантный анализ хода и результатов игры; выявить вероятные типовыеошибки участников игры; определить серию приемов, направленных на стабилизациюпрофессиональных качеств; установить тенденции и закономерности развития игры сучетом состава участников. Диагностика основных элементов предстоящей игрыявляется главной задачей первого этапа подготовки деловой игры и включает пятьследующих операций. В первую включены выбор темы и анализ исходной ситуации дляигры. Темой деловой игры может стать практически любая тема учебного курса,имеющая практический выход на будущую профессиональную деятельность. Втораяоперация включает постановку целей и задач предстоящей деловой игры,формулирующийся с учетом темы и исходной ситуации. Заметим, что с однойисходной ситуацией, но преследуя различные цели, преподаватель может по-разномустроить ход деловой игры. Для этого он соответствующим образом расставляетакценты и формулирует цели и задачи на каждом этапе. С учетом целей, задач,темы, состава участников и других элементов в ходе третьей операцииопределяется структура игры (корректируется типовая структура). Диагностикаигровых качеств участников деловой игры составляет четвертую операцию вподготовке игры. Проведение деловой игры наиболее эффективно, когда действияпреподавателя направлены не на абстрактную личность, а на конкретного ученикаили хорошо подготовленную учебную группу учеников. По итогам деловой игрыпреподаватель может внести представление на поощрение наиболее активныхучастников игр. В состав пятой операции входит исследование объективныхобстоятельств, влияющих на ход занятия, рассматриваются и оцениваются внешние атрибутыигры.
Второй этап подготовительных действий представляет собойподготовку сценария и включает три операции: системный анализ исходнойинформации; анализ существующих методик решения поставленной проблемы;подготовку сценария деловой игры. Первую операцию составляет системный анализисходной информации, с которой начинается игра. В педагогической литературеотмечается, что необходимым требованием при подборе исходной информацииявляется ее острота и проблемность, способные активизировать процессы мышления,поведения, вовлекающие слушателей в игровой процесс. В деловой игрепроблемность выражается в следующем: в рассмотрении проблемных ситуаций, поискесовместно с преподавателем путей решения поставленных вопросов; в выявлениисамостоятельно (без преподавателя) в исходной ситуации (вводных) игры узловыхмоментов, подлежащих разрешению; при этом ряд ситуаций может разрешаться вограниченное преподавателем время или же с внесением новых материалов,усложняющих ситуацию; во введении в исходную ситуацию данных, влекущих за собойвозможность допущения учениками типовых профессиональных ошибок, позволяющихподвергать работу слушателей детальному анализу, устанавливать периоддеятельности, когда была допущена прогнозируемая ошибка; предупреждать их; впроведении обзора-анализа или разбора типичных профессиональных ошибок,допущенных участниками занятия, а также ошибок, которые они могли допустить всерии игр или профессиональной деятельности. Подготовка сценария деловой игрыявляется третьей операцией данного этапа.
На третьем этапе учебная группа знакомится с исходнойинформацией, которую можно считать частью проведения деловой игры. Практикапоказывает, что с исходной информацией, по которой будет проходить деловаяигра, слушателей знакомят как за несколько дней до занятия (т.е. играпроводится с домашней подготовкой), так и непосредственно перед игрой.Слушатели, получая исходную проблемную информацию, включаются в познавательныйпроцесс, а материалы предстоящей деловой игры вплетаются как в их учебную, так иповседневную деятельность. В связи с этим, перед изложением исходной информациицелесообразно выполнение ряда приемов, направленных на стабилизациюпсихологического контакта с группой. Преподаватель является организатором игрыи должен свободно ориентироваться в исходной информации, отвечать на вопросыучастников игры. Речь преподавателя при изложении исходной информации должнабыть эмоционально яркой, удивлять, поражая необычностью и новизной. Поэтому емуследует так показать зрительные образы, чтобы слушатели не только «увидели» то,о чем говорит преподаватель, но и «заразились» от его эмоциональноговоздействия, вчувствовались в ситуацию. Учебные задачи, которые преподавательставит перед слушателями, должны быть предельно конкретны, они могут уточнятьсяпри получении слушателями задания. При постановке учебных задач целесообразнообратить внимание слушателей на необходимость постоянного анализа развивающихсяотношений с другими участниками игры, выявление возможных разногласий иконфликтных ситуаций, их причины, формы развития, пути предотвращенияконфликтных отношений.
На четвертом этапе самоподготовка группы к деловой игревключает несколько операций: системный анализ исходной информации, изучениеспециальной литературы по теме игры, подготовку и выполнение ролевых функций.Слушателям в ходе самоподготовки к игре необходимо внимательно изучитьспециальную, справочную и монографическую литературу, найти ту информацию,которая нужна для разрешения проблемной ситуации. Задача преподавателяактуализировать интерес и познавательную потребность, активизировать мышлениеслушателей. Преподаватель не вмешивается в процесс самоподготовки группы кделовой игре. Наводящими вопросами он подводит к ответу или подсказке черезрешение промежуточной учебной задачи, позволяя слушателям обрести уверенность всвоих силах. А возможность использовать на занятии любую специальную литературураскрепощает играющих, снимает психологические барьеры перед стоящимипроблемами, убеждает в возможности коллегиального пути разрешения любыхпроблемных ситуаций. Высокой результативностью отличаются индивидуальныеконсультации преподавателя каждому слушателю, участвующему в игре. Он, с однойстороны, лучше осмысливает и усваивает свои игровые обязанности при выполненииконкретных функций, с другой — преподаватель устанавливает с ним более тесныйпсихологический контакт, углубляет взаимное доверие. Рекомендации, которые даетпреподаватель, помогают оптимизировать исполнение конкретной роли, формируютположительные стереотипы выполнения реальных профессиональных обязанностей.
Пятый этап — это проведение деловой игры и управление ходомделовой игры. В деловой игре личность преподавателя не должна заслонять «поле»возможностей, где мог бы проходить процесс творческого самовыражения слушателя.Игра снимает психологические рамки и ограничения, обучаемый в игре обретаетсвое лицо, осуществляет накопление профессиональных потенциалов, некоторогопрофессионального опыта. Игровые формы проведения занятий формируют услушателей один из важных аспектов профессионально-деловой подготовленности -индивидуальный стиль профессионального общения. Управление ходом деловой игрыможет осуществляться прямо и косвенно. В ряде случаев это управление носитсинтетический характер — косвенно-прямой. Прямое управление выражается вприказаниях, предложениях, замечаниях преподавателя, которые направлены наизменение содержания или правил игры. Для косвенного управления характерновведение дополнительной информации, оказывающей влияние на формированиемотивов, затрагивающей индивидуальные интересы играющих. При этом ведущий игрупреподаватель или один из игроков прямо не высказывает свое желание изменитьход игры, а вводит новые данные, являющиеся основанием для принятия играющимисоответствующих решений. Возможен вариант проведения игры, когда преподаватель,осуществляя руководство игрой, берет на себя наиболее сложную роль. Этопозволяет в любой момент откорректировать ход занятия, изменить формы общения,ввести новую информацию, вызывающую прогнозируемую эмоциональную реакцию участников.Вводимый учебный материал должен предполагать дискуссионное обсуждение,возможность проведения эксперимента, короткого анкетирования (мини интервью),мини-игры для проведения проверки результатов дискуссии.
Шестой этап – это анализ деловой игры. Для проведения анализазанятия преподаватель может использовать следующие положения: постановку задачпо оценке хода и результатов деловой игры и определение предмета анализа; -установление критериев оценки игровой деятельности; анализ игры ее участникамив ходе дискуссии о достоинствах и недостатках игры; подведение итоговобсуждения преподавателем. Преподаватель при постановке задач обсуждения игрыможет предложить условия процедуры ее обсуждения. При этом анализу подлежаттолько реально выполненные ролевые действия участника игры, но не егодеятельность вообще (учебная, научная и пр.). Может быть неигровая деятельностьслушателя в чем-то противоречит его ролевой позиции, но данное обстоятельствоне должно становиться предметом обсуждения, потому что это не относится канализируемой игре и усложнит или необоснованно затянет процесс обсуждениязанятия. Анализ реакций слушателей, изложение субъективных оценок различныхигровых ситуаций каждым участником может обеспечить высокий обучающий эффект,активизировать процессы мышления, эмоциональные состояния и выраженную впоступках деятельность игроков. В этих целях целесообразно предложить каждомуслушателю рассказать о том, что он думал при исполнении своей роли в течениевсего занятия или на его отдельных этапах, что и как чувствовал.
2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Отслеживаяэффективность обучения по профессии «Официант, бармен» в зависимости от степениреализации деловой игры в учебном процессе, я замеряла такие количественныепоказатели, как посещаемость в течение полугодия и успешность прохожденияитогового теста. Приняло участие три учебных группы (по 12-15 человек).
2.1. Посещаемость занятийв группах с разной степенью реализации игровых технологий.
Первая из нихобучалась по стандартной программе (без применения игровых технологий). Впроцессе обучения второй учебной группы деловая игра использовалась частично,как вспомогательный метод. Наконец, третья группа обучалась по программе,целиком построенной на деловой игре. Замер посещаемости производился в каждойучебной группе. Представленный объем данных позволяет оценить посещаемостьучебных занятий в группах с различной степенью реализации игровых технологий.Содержание программы, перечень основных вопросов, система оценивания в группахидентичны.
В группе,обучающейся без применения игровых технологий (нижний график), процентпосещаемости стабильно невысок, колеблется в пределах 40 – 50%.
В группе,обучающейся с частичным применением игровых технологий, процент посещаемостистабильно держится на уровне 80-85% без значительных пиков и спадов. При этомучащиеся просят включать игры и интерактивные задания в учебный процесс«почаще».
В группе,проходящей курс с полным использованием игровых технологий, процентпосещаемости неуклонно растет от первого к третьему занятию (с 60% до 94%) идалее остается стабильным на уровне 88%.
Учащимся требуетсявремя на «разгон», осознание сути игровой проектной работы, понимание того, чтобез стабильной посещаемости и постоянных командных «вкладов» игра не состоится.После третьего занятия, когда игровой проект уже «запущен», учащиесяпредпочитают не пропускать занятий и «оставаться в игре» (Приложение 1).
2.2. Успешность прохождения итогового теста в
группах с разной степенью реализации игровыхтехнологий.
Из представленнойдиаграммы видно, что в группе, где в ходе обучения игровые технологии неприменялись, лишь порядка 17% учащихся верно ответили более чем на 70% вопросовитогового теста. Подавляющее большинство (58%) выполнило от 60 до 70% заданийтеста верно. И ни один человек не приблизился к границе 90-процентнойуспешности. В группе, где в ходе обучения была частично реализована игроваятехнология, 34% учащихся верно ответило более чем на 70% вопросов итоговоготеста. Еще 34% учащихся выполнили от 60 до 70% процентов заданий теста верно.3,8% учащихся показали отличный результат (близкий к 90% правильных ответов). Вгруппе, основанной на деловой игре, процент учащихся, продемонстрировавшихдостаточный уровень знаний самый высокий – почти 100% (против 70% в предыдущихгруппах). Меняется и профиль распределения обучающихся по категориямуспешности: возрастает количество учеников, выполнивших тест на «отлично» и«хорошо», пиковые значения графика смещаются в зону высоких результатов. Такимобразом, приведенные статистические данные демонстрируют позитивную динамикуучебных показателей в связи с введением деловой игры в процесс обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деловые игры, как активный метод обучения, получаютотражение во многих технологиях обучения, направленных на перестройку исовершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов ипрофессиональной деятельности в современный период.
Деловые игры создают необходимые условия дляформирования профессиональных компетенций, способствуют развитиюумения самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить своиподходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, чтоопределяет профессиональные качества будущего специалиста.
Использование преподавателями деловых игр способствуетпреодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов кпрофессиональнымситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Список литературы
• Неверова А. В. Использование деловых игр вучебном процессе для повышения мотивации к профессиональному росту [Текст] / А.В. Неверова // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. —С. 108-110.
• Вербицкий А.А. Активное обучение в высшейшколе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
• Сиденко А.С. Игровой подход в обучении //Народное образование, 2000, № 8.
• Деловая игра в процессе образования.[Электронный ресурс].– Режимдоступа:http://www.akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html.
Приложение1
Приложение2