Зависляк ЛюдмилаАлександровна
Картамышева Елена Николаевна
Деятельность школьнойбиблиотеки по формированию читательских интересов школьников
Читать– это еще ничего не значит;
чточитать и как понимать читаемое –
вот,в чем главное дело.
К. Д. Ушинский
Аннотация
Встатье представлен материал из опыта работы МБОУ«Школа № 91 г. Донецка» по реализации основныхзадач библиотеки общеобразовательного учреждения по формированию читательскихинтересов школьников.
Материал может бытьиспользован при планировании работы школьной библиотеки.
Динамическиепреобразования во всех сферах жизни общества – это современные реалии. Мирбыстро меняется, и вместе с ним и мы. Новая школа и новый учебный процесстребуют новых форм и методов работы от библиотек общеобразовательных учебныхзаведений. Объединяя в себе многогранные функции детской, юношеской испециальной педагогической библиотеки, школьная библиотека в настоящее времяактивно развивается как информационно — методический,культурно-просветительный, информационно – библиографический центр, а реформированиесистемы работы тесно связано с процессами информатизации и компьютеризации.
Библиотекашколы является центром культуры и чтения, информационно – ресурсной базой,представляющей как собственные, так и удаленные библиотечно-информационныересурсы педагогическим работникам, обучающимся и родителям.
Администрациейшколы определены интересы и приоритеты развития библиотеки. Создан пакетдокументов, регламентирующий ее деятельность: нормативно-правовое обеспечениефункционирования библиотеки; приказ об организации работы, документацияшкольного библиотекаря (должностная инструкция, Положение о библиотеке МБОУ«Школа № 91 г. Донецка», Правила пользования, Кодекс читателя, паспорт, план ианализ работы, дневник работы, инвентарные и суммарные книги, каталоги учебнойи художественной литературы, журнал литературы, принятой взамен утерянной, актына оприходование и списание художественной литературы и учебников, читательскиеформуляры).
Библиотекарьобеспечивает использование в МБОУ «Школа № 91 г. Донецка» учебнойлитературы согласно перечню учебных программ, учебников и учебно-методическихпособий, рекомендованных Министерством образования и науки Донецкой НароднойРеспублики, активно развивает у учителей и учащихся потребности в чтении инепрерывном образовании, помогает совершенствовать способности, умения и навыкиэффективного поиска, переработки и использования информации различногохарактера.
Большое внимание в настоящее времяуделяется активизации читательской деятельности школьников, поскольку книгаиграет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценногонравственно — эстетического развития личности и формирования читательскойкультуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета,его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы,внеклассными занятиями в условиях школьной библиотеки, работа которойнаправлена на реализацию основных задач:
Ø пополнениебиблиотечного фонда программной литературой и литературой для внеклассного чтения;
Ø пропагандабиблиотечно–библиографических знаний;
Ø сохранениефонда школьных учебников;
Ø воспитаниеинформационной культуры, любви к чтению, развитие познавательных интересов испособностей обучающихся;
Ø оказаниеметодической помощи учителям при подготовке к урокам, классным часам и школьныммероприятиям;
Ø совершенствованиеи внедрение новых форм и методов работы с читателями.
Всоответствии с годовым планом работы МБОУ «Школа № 91 г. Донецка» и длякоординации работы в библиотеке проводится изучение читательских интересовучащихся. С этой целью проверяются читательские формуляры учителей иобучающихся, дневник работы, проводятся собеседования с учителями –предметниками и классными руководителями, беседы с читателями.
Оценкаэффективности и качества деятельности школьной библиотеки, анализвостребованности педагогическими кадрами и обучающимися школы информационныхуслуг позволили выявить, что все педагогические работники и большинствообучающихся школы довольно часто работают с информационными фондами. Разнообразныеформы работы (тематические выставки, информационные, библиографические обзоры,тематические вечера, литературные часы, дни информации, беседы с просмотромпрезентаций) являются достаточно действенными при освещении новых поступлений вфонды библиотеки, оказывают помощь при подготовке к занятиям, выступлениям наметодических объединениях, педагогических советах, при проведении классныхвоспитательных мероприятий.
Библиотекарьосуществляет дифференцированный подход к каждому читателю; стремится максимальноучитывать интересы читателей и пользователей; помогает в формированиинаправленности разных читательских интересов:
Ø учебных(в помощь школьной программе);
Ø художественных(чтение литературы по школьной программе и «досуговое»;
Ø профессиональных(чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к проведениюуроков и воспитательных мероприятий).
Анализируякниговыдачу, можно отметить, что наиболее востребованными среди всех читателейявляются словари, справочники и детские энциклопедии. Детей начального исреднего звена интересует детская художественная литература (сказки, рассказы,повести о приключениях). Учащиеся 8 — 11 классов в основном читаютхудожественную литературу школьного курса, а также берут дополнительную литературупо истории, литературе, биологии, краеведению, географии.
В библиотеке регулярно, в соответствии с планом,оформляются разнообразные выставки и проводятся обзоры литературы, беседы сиспользованием презентаций. Большой интерес читателей вызывают выставки –инсталляции. Например, при оформлении выставок «Память – синоним бессмертья»(ко Дню Победы в Великой Отечественной войне), «Пасха Великая и светлая», «Этойсиле имя есть – РОССИЯ!» (ко дню России), «Солнце русской поэзии» (ко днюрождения А.С. Пушкина), «МАСТЕР» (к 130-летию со дня рожденияМ.А. Булгакова), «Дорогая сердцу страна» (ко дню Донецкой НароднойРеспублики), были использованы не только книги, журналы, цитаты, фотографии, растения,но и экспонаты школьного образцового этнографического музея «Берегиня».
Читателибиблиотеки с удовольствием становятся экскурсоводами выставок «Трагедия иподвиг. Афганистан болит в моей душе…» (ко Дню памятивоинов–интернационалистов); «Судьбу и Родину не выбирают» (к 150-летию со днярождения поэта и писателя И.А. Бунина); «Страна «Журналия», «Буквы разныеписать…» (к Международному дню грамотности); «Агата Кристи – королевадетективов» (к 130-летию со дня рождения писательницы); «В плену у Винни-Пуха»(к 140-летию со дня рождения английского писателя, поэта и драматурга АланаАлександра Милна); «В тот чудный мир тревог и битв…» (к 205 — летию со днярождения М.Ю. Лермонтова); «Искусственные спутники Земли» (к 60-летию запускапервого спутника);
«Еслидуша родилась крылатой…» (к 125-летию М. Цветаевой); «Магия растений» (икебанак Международному дню Земли).
Квест –экспедиция «Жизнь – Отечеству, честь — никому» дала возможность проявить себябудущим воинам и медицинским работникам – обучающимся 10-11 классов, а «Песнина войне», задушевно спетые вместе с ветеранами Великой Отечественной ибиблиотечный журфикс «Есть такая профессия – Родину защищать» останутся впамяти читателей.
Продолжением беседы около выставки«Рыцарь русского слова» (к 120-летию со дня рождения С. И. Ожегова) сталопрактическое занятие с толковым словарем. Библиотечные часы «Читаем сказкиПушкина вместе», «Страна Чудес Андерсена» и «Зазеркалье Льюиса Кэрролла.Писатель и математик» явились прологом к выставке рисунков «По страницамсказок».
Выставки«Это должен знать каждый» (ко дню гражданской защиты); «Охрана труда учителя»;«Правила безопасного нового года», «Безопасные каникулы», «Правила поведенияпри артобстреле» сопровождаются беседами и викторинами. Все ученические коллективы принимают участие в акции «Береги учебник –источник знаний». Во время акции проходят тематические классные часы «Я — книга! Я — товарищ твой!», «Как продлитькнижкину жизнь»), конкурсы на лучшую закладку, библиоминутки в классах и рейды по сохранности учебников.
В рамках Года русскойкультуры (2021) и Года народного искусства и нематериального культурногонаследия народов России (2022) в библиотеке были проведены различныемероприятия: выставка – диалог «Я русский бы выучил…»; выставка – практикум«Великий собиратель слов» (к 220-летию со дня рождения Владимира ИвановичаДаля, русского писателя, этнографа и лексикографа, собирателя фольклора);выставка — размышление «Мгновения» Юлиана Семенова — русского писателя,сценариста, публициста, драматурга»; выставка – диспут «200 лет одиночестваДостоевского» (к юбилею русского писателя Ф. М. Достоевского), литературноеток-шоу «Право имею» по роману «Преступлениеинаказание»; просмотр и обсуждение фильма «Звери и птицы Евгения Чарушина»(к юбилею русского писателя и художника — иллюстратора); выставка — открытие«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (к 145-летию со дня рождениярусского полярного исследователя Георгия Седова); выставка — знакомство«Писатель жив, пока его читают. Иван Костыря — писатель и краевед»;выставка — обсуждение «Сверкающее слово Катаева» (к 125-летию со дня рождениярусского писателя Валентина Петровича Катаева),
поэтическиймарафон, посвященный Всемирному дню поэзии «Поэзии серебряные струны»; выставка- викторина «Его перо любовью дышит…» (к 6 июня — Дню русского языка,Пушкинскому дню).
Нашичитатели с удовольствием принимают участие в конкурсах «Живая классика»(выразительное чтение), «Мне в этом крае довелось родиться и мне не надо родиныиной», «Осенние рифмы» (чтецы), «Я – читатель» (техника чтения), «Современныйчитатель» (онлайн — конкурс), «Ребусоворд», «Филворд», «Лучший читательскийдневник», «Творческая репродукция отрывка из сказки «Золушка» (фотоконкурс), «Моялюбимая книга» (презентации и буктрейлеры); знакомятся с фондами другихбиблиотек, во время каникул посещают «Донецкую республиканскую библиотеку длямолодёжи». Участники образцовой студии современного эстрадного танца «Sky way»- наши читатели – активно участвуют в библиоперфомансах, организовали рекламный флэшмоб.
Назаседании педагогических советов школы библиотекарь выступает с сообщениями,принимает участие в вебинарах, районных конкурсах, презентует выступления назаседаниях методического объединения библиотекарей района. На семинаре длязаместителей директоров школ «Пропаганда здорового питания через организацию ипроведение школьных мероприятий» представляла книжную выставку — инсталляцию«Здоровье и питание».
Набазе нашей школы был проведен районный семинар для библиотекарей «Роль книги вдуховно — нравственном воспитании и развитии учащихся». Рекламный ролик нашейбиблиотеки, а также информацию о школе и библиотеке вы можете найти на нашемсайте: https://donschool91.wordpress.com.
Библиотекаремопубликованы разработки урока — реквиема «Свет пламенных сердец» (для учащихся3-4-х классов) и библиотечного урока «Страна «Словария» (для учащихся 5-хклассов) в электронном журнале «Золотые страницы образования».
БиблиотекаМБОУ «Школа № 91 г. Донецка» является информационным, образовательным икультурным центром учреждения, она всегда остается для учеников местом, гдеможно провести время с пользой.
«Мы работаем для вас и вместе с вамина ваш успех».
Список использованных источников:
1.Адрианова, Л.М. В школе библиотекарь не только педагог, но и в какой-то степениандрагог, так как работает не только с детьми, но и со взрослыми// Шк. б-ка. –2006. — №3. – С.10-12.
2.Атал, М. Общество знаний начинается в школьной библиотеки // Новая б-ка.- 2006.-№ 3(63).- С. 31.- 32.
3.Атипова, В.Б. Образовательная функция школьной библиотеки: теоретическоеобоснование// Библиотековедение. – 2006. — № 1. — С. 32-37.- Библиогр.: с. 37.
4.Абузова, Н.Н. Подросток. Книга. Жизнь// Новая б-ка.-2006.-№7.-С. 34-37.
5.Бтиярова, Е.А. Взаимодействие семьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка:Автореф. дис. …канд. пед. наук/ ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск,2006. – 23 с.
6.Блинов,П. Информационная среда детской библиотеки и образовательнаядеятельность учащихся // Библиотечно-информационная деятельность в контекстекультурных традиций региона: Азаровские чтения: Материалы регион. науч.-практ.конф.:[4;декабрь, 2004. Самара]:[Сб.]/ Федер. агентство по культуре икинематографии РФ. Самар. гос. акад. культуры и искусств.- Самсрс,2004. –С.24-29.
Интернет-ресурсы.
8. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/243408-ispolzovanie-ikt-v-shkolnoj-biblioteke
11. http://infourok.ru/pedagogicheskie-usloviya-obespechivayu…chihsya-3845496.html?
13.https://pandia.ru/text/81/108/78128.php
