Диагностика уровнясформированности познавательного интереса обучающихся третьего класса на урокахрусского языка
Эмпирическое исследование по теме выпускной квалификационнойработы проводилось на базе Муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 имени АлексеяКруталевича города Гвардейска» в 3 «А» классе.Общее количество обучающихся, принявших участие в исследовании, – 27 человек,из них 13 девочек и 14 мальчиков.
Опираясь на исследования Г.И. Щукиной, под диагностикойпознавательного интереса мы понимаем совокупность различных методов,позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также егоразвитие в процессе обучения. Для диагностики познавательного интересанеобходимо выделить систему критериев. Анализ психолого-педагогическойлитературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии ипоказатели сформированности познавательного интереса.
Г.И. Щукиной были определены следующие критерии и показателисформированности познавательных интересов младших школьников:
¾ познавательная активность – как качество деятельностиобучающегося, которое заключается в проявлении его отношения к содержанию ипроцессу обучения, склонность к приобретению новых знаний;
¾ самостоятельная деятельность – способность обучающихсясамостоятельно осуществлять различные виды деятельности;
¾ умение преодолевать трудности – сосредоточенность; слабаяотвлекаемость; эмоциональные проявления [41, с. 176].
Первичнаядиагностика уровня познавательного интереса обучающихся 3 «А» класса проводиласьв период с 15 октября 2020 года по 26 ноября 2021 года.
У обучающихсябыло проведено анкетирование по методике Г.И. Щукиной.
Цельанкетирования – выявить уровень познавательного интереса у обучающихся третьегокласса.
Обучающимсяпредлагалось 5 вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев уровнясформированности познавательного интереса (Приложение А).
Всоответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательногоинтереса.
Высокийуровень – 15 – 18 баллов: высокий познавательный интерес; увлеченный процесссамостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.
Среднийуровень – 10 – 14 баллов: познавательный интерес, требующий побуждений учителя;зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей спомощью других, ожидание помощи.
Низкийуровень – 6 – 9 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельностьдействий; полная бездеятельность при затруднениях.
Порезультатам первичной диагностики обучающиеся были распределены повышеуказанным уровням (данные отражены в таблице №2.1).
Таблица 2.1 –Результаты первичного анкетирования обучающихся 3 «А» класса
№ |
ФИ обучающегося |
Уровень познавательного интереса |
1. |
Александр П. |
низкий |
2. |
Александр Т. |
средний |
3. |
Алина В. |
низкий |
4. |
Алиса К. |
высокий |
5. |
Анна В. |
средний |
6. |
Арсений С. |
низкий |
7. |
Валентина Д. |
высокий |
8 |
Валерия И. |
низкий |
9. |
Глеб Е. |
средний |
10. |
Глеб С. |
средний |
11. |
Дарья Б. |
средний |
12. |
Дарья Р. |
низкий |
13. |
Денис У. |
низкий |
14. |
Ева Ч. |
низкий |
15. |
Екатерина К. |
средний |
16. Представленная информация была полезной? ДА 58.98% НЕТ 41.02% Проголосовало: 1002 |
Игорь А. |
средний |
17. |
Камиль А. |
низкий |
18. |
Ксения Б. |
средний |
19. |
Майя У. |
средний |
20. |
Максим Б. |
низкий |
21. |
Марат К. |
низкий |
22. |
Матвей Т. |
средний |
23. |
Матвей Т. |
низкий |
24. |
Мария Щ. |
высокий |
25. |
Михаил С. |
низкий |
26. |
Полина П. |
средний |
27. |
Роман М. |
низкий |
Такимобразом, было выявлено, что низкий уровень познавательного интереса у 13обучающихся, средний уровень – у 11 обучающихся, а высокий уровеньпознавательного интереса – у 3 обучающихся.
Для того, чтобыубедиться в достоверности результатов анкетирования, нами было проведенонаблюдение за проявлением познавательного интереса по критериям Г.И. Щукиной.Уровень познавательного интереса младших школьников определялся нами на основедиагностических показателей, предложенных Г.И. Щукиной:
¾ отношение к учению, интерес к учению;
¾ самостоятельность в выполнении заданий;
¾ внимание (внимательное слушание объясненийучителя, сосредоточенность на своих мыслях, относящихся к изучаемому, слабаяотвлекаемость);
¾ вопросы ученика, обращенные к учителю;
¾ стремление учащихся по собственномупобуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения [41,с. 177-180].
На наш взгляд, наблюдениепредставляет собой важный метод исследования познавательного интереса. Данныйметод позволяет обобщить информацию, установить связи между наблюдаемымифактами, проследить процесс развития познавательного интереса.
За поведениемобучающихся 3 «А» класса на уроках русского языка проводилось наблюдение длятого, чтобы:
¾ дать характеристику каждому обучающемусяпо тому, как они участвуют в деятельности на уроке;
¾ выявить обучающихся, которые часто задаютвопросы по изучаемому материалу, внимательно слушают объяснения или частоотвлекаются;
¾ определить степень самостоятельности привыполнении заданий, отношение к трудностям.
Выделяются следующие критерии для наблюденияна уроке русского языка за обучающимся:
¾ степень активности включения в работу науроке;
¾ особенности проявления инициативы (сам илипо требованию учителя);
¾ навыки сосредоточения при выполнениидлительного интеллектуального задания;
¾ реакция на проблемные вопросы, вопросы на сообразительность;
¾ умение задавать вопросы на уроке;
¾ поведение ученика во время выполненияумственной работы;
¾ эмоциональное отношение ученика квыполняемой им учебной работе;
¾ степень привлекательности участия в работена уроке [41, с. 177-180].
Степень проявления каждого критерияоценивалась баллами, где 1 балл – низкая степень, 2 балла – средняя степень, а 3балла – высокая степень проявления критерия.
Всоответствии с количеством баллов выделялись три уровня развитияпознавательного интереса у младших школьников.
Высокий уровень (21-27 баллов) –обучающиеся самостоятельны, инициативны, проявляют интерес и желание решатьтрудные и познавательные задачи. При возникновении сложностей они настойчивы,упорны, не отвлекаются, чтобы достичь желаемого результата и получитьудовлетворение от полученного результата.
Среднийуровень (15-20 баллов) – обучающиеся обладают значительной степеньюсамостоятельности в принятии задачи и поиске алгоритма её решения. Привозникновении каких-либо сложностей при выполнении задания, дети не теряютинтерес к нему, а обращаются к учителю за помощью, получая подсказку выполняютвсё до конца. Это говорит о том, что ребенку интересна данная деятельность и унего есть желание искать варианты решения задания, но взаимодействуя совзрослыми.
Низкий уровень (9-14 баллов) –обучающиеся не инициативны и не самостоятельны в ходе выполнения заданий, привозникновении сложностей сразу теряется интерес и появляются отрицательныеэмоции (раздражение, огорчение), при этом не задаются вопросы. Младшимшкольникам с данным уровнем познавательного интереса необходимо поэтапноеобъяснение условий выполнения задания, демонстрирование способа применения тойили иной готовой модели, помощь взрослого.
Далееприведены результаты исследования (таблица 2.2).