X-PDF

Статья Диагностика уровня сформированности познавательного интереса обучающихся третьего класса на уроках русского языка

Поделиться статьей

Диагностика уровнясформированности познавательного интереса обучающихся третьего класса на урокахрусского языка

Эмпирическое исследование по теме выпускной квалификационнойработы проводилось на базе Муниципальногобюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 имени АлексеяКруталевича города Гвардейска» в 3 «А» классе.Общее количество обучающихся, принявших участие в исследовании, – 27 человек,из них 13 девочек и 14 мальчиков.

Опираясь на исследования Г.И. Щукиной, под диагностикойпознавательного интереса мы понимаем совокупность различных методов,позволяющих выявить исходный уровень познавательного интереса, а также егоразвитие в процессе обучения. Для диагностики познавательного интересанеобходимо выделить систему критериев. Анализ психолого-педагогическойлитературы показывает, что разными исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.) были разработаны критерии ипоказатели сформированности познавательного интереса.

Г.И. Щукиной были определены следующие критерии и показателисформированности познавательных интересов младших школьников:

¾ познавательная активность – как качество деятельностиобучающегося, которое заключается в проявлении его отношения к содержанию ипроцессу обучения, склонность к приобретению новых знаний;

¾ самостоятельная деятельность – способность обучающихсясамостоятельно осуществлять различные виды деятельности;

¾ умение преодолевать трудности – сосредоточенность; слабаяотвлекаемость; эмоциональные проявления [41, с. 176].

Первичнаядиагностика уровня познавательного интереса обучающихся 3 «А» класса проводиласьв период с 15 октября 2020 года по 26 ноября 2021 года.

У обучающихсябыло проведено анкетирование по методике Г.И. Щукиной.

Цельанкетирования – выявить уровень познавательного интереса у обучающихся третьегокласса.

Обучающимсяпредлагалось 5 вопросов, каждый из которых раскрывал один из критериев уровнясформированности познавательного интереса (Приложение А).

Всоответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательногоинтереса.

Высокийуровень – 15 – 18 баллов: высокий познавательный интерес; увлеченный процесссамостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.

Среднийуровень – 10 – 14 баллов: познавательный интерес, требующий побуждений учителя;зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей спомощью других, ожидание помощи.

Низкийуровень – 6 – 9 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельностьдействий; полная бездеятельность при затруднениях.

Порезультатам первичной диагностики обучающиеся были распределены повышеуказанным уровням (данные отражены в таблице №2.1).

 

 

Таблица 2.1 –Результаты первичного анкетирования обучающихся 3 «А» класса

ФИ обучающегося

Уровень познавательного интереса

1.

Александр П.

низкий

2.

Александр Т.

средний


3.

Алина В.

низкий

4.

Алиса К.

высокий

5.

Анна В.

средний

6.

Арсений С.

низкий

7.

Валентина Д.

высокий

8

Валерия И.

низкий

9.

Глеб Е.

средний

10.

Глеб С.

средний

11.

Дарья Б.

средний

12.

Дарья Р.

низкий

13.

Денис У.

низкий

14.

Ева Ч.

низкий

15.

Екатерина К.

средний

16.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

Игорь А.

средний

17.

Камиль А.

низкий

18.

Ксения Б.

средний

19.

Майя У.

средний

20.

Максим Б.

низкий

21.

Марат К.

низкий

22.

Матвей Т.

средний

23.

Матвей Т.

низкий

24.

Мария Щ.

высокий

25.

Михаил С.

низкий

26.

Полина П.

средний

27.

Роман М.

низкий

 

Такимобразом, было выявлено, что низкий уровень познавательного интереса у 13обучающихся, средний уровень – у 11 обучающихся, а высокий уровеньпознавательного интереса – у 3 обучающихся.

Для того, чтобыубедиться в достоверности результатов анкетирования, нами было проведенонаблюдение за проявлением познавательного интереса по критериям Г.И. Щукиной.Уровень познавательного интереса младших школьников определялся нами на основедиагностических показателей, предложенных Г.И. Щукиной:

¾             отношение к учению, интерес к учению;

¾             самостоятельность в выполнении заданий;

¾             внимание (внимательное слушание объясненийучителя, сосредоточенность на своих мыслях, относящихся к изучаемому, слабаяотвлекаемость);

¾             вопросы ученика, обращенные к учителю;

¾             стремление учащихся по собственномупобуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения [41,с. 177-180].

На наш взгляд, наблюдениепредставляет собой важный метод исследования познавательного интереса. Данныйметод позволяет обобщить информацию, установить связи между наблюдаемымифактами, проследить процесс развития познавательного интереса.

За поведениемобучающихся 3 «А» класса на уроках русского языка проводилось наблюдение длятого, чтобы:

¾             дать характеристику каждому обучающемусяпо тому, как они участвуют в деятельности на уроке;

¾             выявить обучающихся, которые часто задаютвопросы по изучаемому материалу, внимательно слушают объяснения или частоотвлекаются;

¾             определить степень самостоятельности привыполнении заданий, отношение к трудностям.

Выделяются следующие критерии для наблюденияна уроке русского языка за обучающимся:

¾             степень активности включения в работу науроке;

¾             особенности проявления инициативы (сам илипо требованию учителя);

¾             навыки сосредоточения при выполнениидлительного интеллектуального задания;

¾             реакция на проблемные вопросы, вопросы на сообразительность;

¾             умение задавать вопросы на уроке;

¾             поведение ученика во время выполненияумственной работы;

¾             эмоциональное отношение ученика квыполняемой им учебной работе;

¾             степень привлекательности участия в работена уроке [41, с. 177-180].

Степень проявления каждого критерияоценивалась баллами, где 1 балл – низкая степень, 2 балла – средняя степень, а 3балла – высокая степень проявления критерия.

Всоответствии с количеством баллов выделялись три уровня развитияпознавательного интереса у младших школьников.

Высокий уровень (21-27 баллов) –обучающиеся самостоятельны, инициативны, проявляют интерес и желание решатьтрудные и познавательные задачи. При возникновении сложностей они настойчивы,упорны, не отвлекаются, чтобы достичь желаемого результата и получитьудовлетворение от полученного результата.

Среднийуровень (15-20 баллов) – обучающиеся обладают значительной степеньюсамостоятельности в принятии задачи и поиске алгоритма её решения. Привозникновении каких-либо сложностей при выполнении задания, дети не теряютинтерес к нему, а обращаются к учителю за помощью, получая подсказку выполняютвсё до конца. Это говорит о том, что ребенку интересна данная деятельность и унего есть желание искать варианты решения задания, но взаимодействуя совзрослыми.

Низкий уровень (9-14 баллов) –обучающиеся не инициативны и не самостоятельны в ходе выполнения заданий, привозникновении сложностей сразу теряется интерес и появляются отрицательныеэмоции (раздражение, огорчение), при этом не задаются вопросы. Младшимшкольникам с данным уровнем познавательного интереса необходимо поэтапноеобъяснение условий выполнения задания, демонстрирование способа применения тойили иной готовой модели, помощь взрослого.

Далееприведены результаты исследования (таблица 2.2).

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет