Педагог-психолог МОУ гимназии № 14,
старший преподаватель кафедры
психологии и социальной педагогики
Литошенко Е.В.
Динамика формирования познавательного, личностного ипознавательного компонентов в процессе применения технологиипсихолого-педагогического сопровождения обучающихся по подготовке к ВПР.
Актуальность психологическойподготовки к ВПР (всероссийской проверочной работе) трудно недооценить. ВПР вРоссийских школах проводится ежегодно, начиная с четвёртого класса. Любая контрольнаяработа является стрессовой ситуацией, и тем более, что ВПР, как форма контроля,появилась сравнительно недавно и, в виду этого, каждый год меняются требованияк проведению ВПР, и с тем, что такая форма проведения контроля под камерами иприсутствием сторонних наблюдателей для многих учеников является непривычной ипугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы,позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к ВПР и справиться сволнением.
При разработке программыПсихологическая подготовка к всероссийской проверочной работе яопиралась на программу занятий по подготовке учащихся к экзаменам с элементамипсихологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программу Путьк успеху Стебеневой Н., Королевой Н.
Разработанная программапозволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ВПР, крометого с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективногозапоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки клюбому экзамену в старших классах. Самостоятельным блоком данной программывыступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.Таким образом, программа позволяет ученикам научиться эффективно работать иэффективно отдыхать.
Технологияпсихолого-педагогического сопровожденияобучающихся в ходе подготовки к ВПР направлена на формирование личностных компонентов (самооценки, волевойсаморегуляции, учебной мотивации, интеллектуальной составляющей) под влияниемвнешних факторов, которые обеспечат формированиетакой степени психологической готовности учащихся, которая позволит успешнонаписать ВПР.
Технология применяется дляподготовки 4-х, 5-х и 6-х классов в течении трёх учебных лет (2019-2020,2020-2021, 2021-2022 учебные годы).
Динамику применения технологииможно отследить по входной и контрольной диагностикам.
Поскольку исследование длилосьна протяжении трёх лет, то имеем возможность отследить динамику лонгитюднымметодом на одном и том же классе.
Динамика результатов анкетированиеучащихся по познавательному, личностному и процессуальному компонентам до ипосле прохождения технологии представлена на рисунке 1 за 2019-2020 учебныйгод.
Рисунок 1. Динамика результатов анкетирование учащихся 4 класса
На рисунке 1 у 28 % учащихсядо прохождения технологии познавательный компонент находится на среднем ивысоких уровнях, у остальных учащихся на низком уровне. После прохождениятехнологии 46 % учащихся имеют высокий уровень познавательного компонента.Прирост составил 18 %.
Личностный компонент насреднем и высоком уровне имели 18 % учащихся при условии «до». Послепрохождения технологии 45 % учащихся имеют высокий уровень познавательногокомпонента. Прирост по компоненту составил 27%.
Процессуальный компонент приусловии «до» составляет 15 % учащихся с высоким и средним уровнями.
В 2020-2021 году исследованиюподвергся этот же класс, который перешёл в пятую параллель.
Результаты исследованияпродемонстрированы на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика результатов анкетирования учащихся 5 класса
По результатам исследования,отражённым на рисунке 2, в 5 классе у учащихся познавательный компонент допринятия участия в психолого-педагогической технологии по сопровождению иподготовке к ВПР не только не упал в процентном соотношении, но и практическисохранился на уровне прошлого учебного года после прохождения технологии – 45%,после принятия участия – 63% учащихся имеют высокий и средний уровеньсформированности познавательного компонента. Прирост составил 17 % учащихся.
Личностный компонент составил43 % учащихся имеющих средний и высокий уровень по компоненту при условии «до»,т.е. % учащихся практически сохранился на том же уровне, что и в прошломучебном году после прохождения занятий по технологии сопровождения, послепрохождения технологии – 68 % учащихся имеют высокий и средний уровнисформированности личностного компонента. Прирост составил 25 % учащихся.
Процессуальный компонент наначало пятого класса у 56 % учащихся находится на среднем и высоком уровняхразвития. Нужно заметить, что процент учащихся со средним и высоким уровнями посравнению с прошлым учебным годом увеличился на 11 % даже до процедурыпрохождения технологии сопровождения. Это можно объяснить пониманием процедурыпроведения ВПР с учётом подготовки и опыта прошлого учебного года. Исчез моментнеопределённости из процессуального компонента. После занятий по технологии -73 % учащихся имели средний и высокий уровни развития процессуальногокомпонента.
В 2021-2022 учебном годуисследованию подвергся этот же класс, который уже перешёл в шестую параллель.
Результаты исследованияпродемонстрированы на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика результатов анкетирования учащихся 6 класса
По результатам исследования,отражённым на рисунке 3, в 6 классе у учащихся познавательный компонент допринятия участия в занятиях психолого-педагогической технологии посопровождению и подготовке к ВПР, как и в прошлом году, на начало учебного годасохранил свой процент учащихся со средним и высоким уровнями. Аналогичныерезультаты прослеживаются по личностному и процессуальному компонентам.
После прохождения занятийпроцентные показатели учащихся с высоким и средним уровнями показателейувеличились.
Особенно увеличилисьпроцентные показатели процессуального компонента. Он достиг результата в 88 %.
Лонгитюдный метод исследованиявыявил положительную динамику в формировании познавательных, личностных ипроцессуальных компонентов у учащихся, как в ходе исследования, так и по егозавершению.
В процессе технологиипсихолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ВПР идётформирование личностных, познавательных и процессуальных компонентов.
Исследование провёл педагог-психолог МОУ гимназии № 14
Е.В. Литошенко.
При использовании данного материала необходимо указывать автораисследования.