X-PDF

Статья Динамика формирования познавательного, личностного и познавательного компонентов в процессе применения технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся по подготовке к ВПР

Поделиться статьей

Педагог-психолог МОУ гимназии № 14,

старший преподаватель кафедры

психологии и социальной педагогики

Литошенко Е.В.

Динамика формирования познавательного, личностного ипознавательного компонентов в процессе применения технологиипсихолого-педагогического сопровождения обучающихся по подготовке к ВПР.

Актуальность психологическойподготовки к ВПР (всероссийской проверочной работе) трудно недооценить. ВПР вРоссийских школах проводится ежегодно, начиная с четвёртого класса. Любая контрольнаяработа является стрессовой ситуацией, и тем более, что ВПР, как форма контроля,появилась сравнительно недавно и, в виду этого, каждый год меняются требованияк проведению ВПР, и с тем, что такая форма проведения контроля под камерами иприсутствием сторонних наблюдателей для многих учеников является непривычной ипугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы,позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к ВПР и справиться сволнением.

При разработке программыПсихологическая подготовка к всероссийской проверочной работе яопиралась на программу занятий по подготовке учащихся к экзаменам с элементамипсихологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программу Путьк успеху Стебеневой Н., Королевой Н.

Разработанная программапозволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ВПР, крометого с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективногозапоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки клюбому экзамену в старших классах. Самостоятельным блоком данной программывыступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.Таким образом, программа позволяет ученикам научиться эффективно работать иэффективно отдыхать.

Технологияпсихолого-педагогического сопровожденияобучающихся в ходе подготовки к ВПР направлена на формирование личностных компонентов (самооценки, волевойсаморегуляции, учебной мотивации, интеллектуальной составляющей) под влияниемвнешних факторов, которые обеспечат формированиетакой степени психологической готовности учащихся, которая позволит успешнонаписать ВПР.

Технология применяется дляподготовки 4-х, 5-х и 6-х классов в течении трёх учебных лет (2019-2020,2020-2021, 2021-2022 учебные годы).

Динамику применения технологииможно отследить по входной и контрольной диагностикам.

Поскольку исследование длилосьна протяжении трёх лет, то имеем возможность отследить динамику лонгитюднымметодом на одном и том же классе.

Динамика результатов анкетированиеучащихся по познавательному, личностному и процессуальному компонентам до ипосле прохождения технологии представлена на рисунке 1 за 2019-2020 учебныйгод.

 

Рисунок 1. Динамика результатов анкетирование учащихся 4 класса

На рисунке 1 у 28 % учащихсядо прохождения технологии познавательный компонент находится на среднем ивысоких уровнях, у остальных учащихся на низком уровне. После прохождениятехнологии 46 % учащихся имеют высокий уровень познавательного компонента.Прирост составил 18 %.

Личностный компонент насреднем и высоком уровне имели 18 % учащихся при условии «до». Послепрохождения технологии 45 % учащихся имеют высокий уровень познавательногокомпонента. Прирост по компоненту составил 27%.

Процессуальный компонент приусловии «до» составляет 15 % учащихся с высоким и средним уровнями.

В 2020-2021 году исследованиюподвергся этот же класс, который перешёл в пятую параллель.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Результаты исследованияпродемонстрированы на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика результатов анкетирования учащихся 5 класса

По результатам исследования,отражённым на рисунке 2, в 5 классе у учащихся познавательный компонент допринятия участия в психолого-педагогической технологии по сопровождению иподготовке к ВПР не только не упал в процентном соотношении, но и практическисохранился на уровне прошлого учебного года после прохождения технологии – 45%,после принятия участия – 63% учащихся имеют высокий и средний уровеньсформированности познавательного компонента. Прирост составил 17 % учащихся.

Личностный компонент составил43 % учащихся имеющих средний и высокий уровень по компоненту при условии «до»,т.е. % учащихся практически сохранился на том же уровне, что и в прошломучебном году после прохождения занятий по технологии сопровождения, послепрохождения технологии – 68 % учащихся имеют высокий и средний уровнисформированности личностного компонента. Прирост составил 25 % учащихся.

Процессуальный компонент наначало пятого класса у 56 % учащихся находится на среднем и высоком уровняхразвития. Нужно заметить, что процент учащихся со средним и высоким уровнями посравнению с прошлым учебным годом увеличился на 11 % даже до процедурыпрохождения технологии сопровождения. Это можно объяснить пониманием процедурыпроведения ВПР с учётом подготовки и опыта прошлого учебного года. Исчез моментнеопределённости из процессуального компонента. После занятий по технологии -73 % учащихся имели средний и высокий уровни развития процессуальногокомпонента.

В 2021-2022 учебном годуисследованию подвергся этот же класс, который уже перешёл в шестую параллель.

Результаты исследованияпродемонстрированы на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика результатов анкетирования учащихся 6 класса

По результатам исследования,отражённым на рисунке 3, в 6 классе у учащихся познавательный компонент допринятия участия в занятиях психолого-педагогической технологии посопровождению и подготовке к ВПР, как и в прошлом году, на начало учебного годасохранил свой процент учащихся со средним и высоким уровнями. Аналогичныерезультаты прослеживаются по личностному и процессуальному компонентам.

После прохождения занятийпроцентные показатели учащихся с высоким и средним уровнями показателейувеличились.

Особенно увеличилисьпроцентные показатели процессуального компонента. Он достиг результата в 88 %.

Лонгитюдный метод исследованиявыявил положительную динамику в формировании познавательных, личностных ипроцессуальных компонентов у учащихся, как в ходе исследования, так и по егозавершению.

В процессе технологиипсихолого-педагогического сопровождения обучающихся при подготовке к ВПР идётформирование личностных, познавательных и процессуальных компонентов.

Исследование провёл педагог-психолог МОУ гимназии № 14

Е.В. Литошенко.

При использовании данного материала необходимо указывать автораисследования.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет