Банникова АннаСергеевна,
учитель начальныхклассов
МОБУ СОШ №7
города ТындыАмурской области
«Эффективныеформы воспитательной работы
подуховно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»
Вфедеральном государственном образовательном стандарте общего образования IIпоколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественногообразования и одной из приоритетных задач общества и государства являетсявоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развитиявысоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентногогражданина России».
Психологиустановили, что младший школьный возраст характеризуется повышеннойвосприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностьюв поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемостимладших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности длясистематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственноевоспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя навоспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственныхпонятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному впоступках и во всем поведении.
Духовно-нравственноевоспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего впроцессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективныхдействий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Науроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществлениякоторой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушатьи понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживатьвместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний,огорчения от неудач, ошибок.
Внеучебнаядеятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельностишкольников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач ихвоспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса вшколе. Она способствует реализации требований федеральных образовательныхстандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимсявозможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Первыйуровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (обобщественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых инеодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальнойреальности и повседневной жизни
Второйуровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовымценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третийуровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социальногодействия.
Модельвыпускника 1 ступени 4 класса начальной школы:
· имеетширокий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;
· способенк установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляетсочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;
· наделенчувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
· умеетзамечать и приумножать красивое в искусстве, природе;
· следитза своей внешностью, занимается физическими упражнениями
· осознаётценностные нормы человеческой жизни;
· ориентированна здоровый образ жизни.
Вопрос духовно-нравственногоразвития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждымродителем, обществом и государством в целом.
В реализации этойцели я ставлю перед собой следующие задачи:
· воспитыватьуважение к нравственным нормам, учить различать добро и зло, любить добро,творить добро.
· формироватьчувство любви к Родине на основе национальных культурных традиций.
· развиватьмузыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовнойи народной музыке.
· формироватьдуховно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческихценностей.
В нашевремя перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем,касающихся процесса воспитания. Подрастающее поколение не обладаетсформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные,но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемыдуховно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым иактуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Духовно-нравственноевоспитание детей является неоспоримо и важнейшей целью нашего общества.Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Всвязи с этим главную роль в процессе становления занимается школа и конкретноклассный руководитель.
Процессвоспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов,приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возрастаребёнка. В школу дети приходят с культурой, сформированной исключительно всемье. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися,мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать инаправлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания иобщечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимостиот количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы илиотдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельнымиучащимися. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечениеединых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играетсовместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должныбыть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Убеждение– это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с цельюформирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учительразъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничиваетсялишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственныйопыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всегородителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги,кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Я как классный руководитель провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий,то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитанияучащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача повоспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства словаи поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьникав практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьмаважной задачей классного руководителя является подчинение всех сторонвнеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я какклассный руководитель постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности иххарактера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процессдуховно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью иразнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболеераспространенной формой этой организации является классный час, на котором яобычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе,справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромностии др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всехучащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классногоруководителя, большое место занимают этические беседы. Они имеют цельюобогатить моральными представлениями и понятиями, связанные с положительнымипоступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе беседвырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведениюдругих людей.
Детичутко и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, понимать других,проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми,удивлять красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудноперечислять все нравственные качества человека будущего общества, но главное, чтоэти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детяхдоброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающиммиром.
Например,классный час на тему «Тында — наша малая родина», я обращаю вниманияобучающихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира.Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, кприродным богатствам, как единственной возможности их сохранения.
Классныйчас «Нет друга — ищи, а нашел — береги» воспитываются такие качества, какумение ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Работаянад проектами «Моя родословная», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», «Городи моя семья» каждый ребенок составил рассказ о своей семье. Детивоспользовались фотографиями из семейного альбома и с удовольствием совместно сродителями выполнили большой объем работы. Вместе с родителями они создали гербсемьи – объяснили, что обозначает каждый элемент и символ. Представили род полинии матери, род по линии отца, уделили особое внимание значимой личностисемьи, включили в проект старые фотографии из семейного архива.
Большуюпомощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие вобщественных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда изатраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей болеераскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшиеталанты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок,музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетическийвкус. Посещение ветеранов ВОВ оставляет неизгладимый след в душе у детей, когдаони видят награды, слушают рассказ из первых уст. В это время формируются нормыи правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Реализацияпроектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогаютвоспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственноговоспитания.
Эффективныеформы работы с обучающимися:
1. Черезучебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).
2. Через внеклассную и внеурочную деятельность:
· факультативныезанятия, кружковая работа;
· беседы,диспуты, классные часы нравственного и духовного содержания.
· проведениесовместных праздников;
· детскаяблаготворительность;
· экскурсии,целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;
· конкурсы,викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера,тематические утренники;
· деловыеи ролевые игры, брейн-ринги,проигрывание ситуаций, дискуссии;
· моделирование,проектирование;
· встречис интересными людьми;
· коллективныетворческие дела учащихся;
· чтениекниг духовно-нравственного воспитания;
· проектнаяи исследовательская работы
· совместныес родителями классные часы, деловые игры.
Диагностика и отслеживание результатов.
1.Исследованиеособенностей личности:
-общиесведения;
-способностьк самооценке;
-темперамент;
-уровеньвоспитанности
2.исследованиемежличностных отношений
-социально-психологическийклимат в классе
