X-PDF

Статья Эффективные формы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»

Поделиться статьей

Банникова АннаСергеевна,

учитель начальныхклассов

МОБУ СОШ №7

города ТындыАмурской области

 

«Эффективныеформы воспитательной работы

подуховно-нравственному развитию обучающихся начальной школы»

 

Вфедеральном государственном образовательном стандарте общего образования IIпоколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественногообразования и одной из приоритетных задач общества и государства являетсявоспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развитиявысоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентногогражданина России».

Психологиустановили, что младший школьный возраст характеризуется повышеннойвосприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностьюв поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемостимладших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности длясистематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственноевоспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя навоспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственныхпонятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному впоступках и во всем поведении.   

Духовно-нравственноевоспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего впроцессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективныхдействий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Науроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществлениякоторой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушатьи понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных,отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживатьвместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний,огорчения от неудач, ошибок.

Внеучебнаядеятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельностишкольников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач ихвоспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса вшколе. Она способствует реализации требований федеральных образовательныхстандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимсявозможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первыйуровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (обобщественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых инеодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальнойреальности и повседневной жизни

Второйуровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовымценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третийуровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социальногодействия.

Модельвыпускника 1 ступени  4 класса  начальной школы:

·       имеетширокий познавательный интерес, любознателен, владеет мыслительными операциями;

·       способенк установлению устойчивых взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, проявляетсочувствие, может поделиться с другими, оказать помощь;

·       наделенчувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;

·       умеетзамечать и приумножать красивое в искусстве, природе;

·       следитза своей внешностью, занимается физическими упражнениями

·       осознаётценностные нормы человеческой жизни;

·       ориентированна здоровый образ жизни.

Вопрос духовно-нравственногоразвития  детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждымродителем, обществом и государством в целом.

В реализации этойцели  я ставлю перед собой следующие задачи:

·       воспитыватьуважение к нравственным  нормам, учить различать добро и зло, любить добро,творить добро.

·       формироватьчувство любви к Родине на основе национальных культурных традиций.

·       развиватьмузыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовнойи народной музыке.

·       формироватьдуховно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческихценностей.

            В нашевремя перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем,касающихся процесса воспитания. Подрастающее поколение не обладаетсформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные,но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемыдуховно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым иактуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Духовно-нравственноевоспитание детей является неоспоримо и важнейшей целью нашего общества.Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. Всвязи с этим главную роль в процессе становления занимается школа и конкретноклассный руководитель.

            Процессвоспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов,приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возрастаребёнка. В школу  дети приходят с культурой, сформированной исключительно всемье. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися,мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать инаправлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания иобщечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимостиот количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы илиотдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельнымиучащимися. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечениеединых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играетсовместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должныбыть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

            Убеждение– это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с цельюформирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учительразъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничиваетсялишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственныйопыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всегородителей, педагогов, общение с ними. В целях убеждения используются книги,кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.     

             Я как классный руководитель провожу  эту работу в системе внеурочных мероприятий,то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитанияучащихся во внеурочное время. Передо мной  стоит важнейшая задача повоспитанию  нравственных навыков и привычек, формированию у них единства словаи поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьникав практическую общественную, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьмаважной задачей классного руководителя является подчинение всех сторонвнеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

            Я какклассный руководитель постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности иххарактера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

            Процессдуховно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью иразнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболеераспространенной формой этой организации является классный час, на котором яобычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе,справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромностии др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всехучащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классногоруководителя, большое место занимают этические беседы. Они имеют цельюобогатить моральными представлениями и понятиями, связанные с положительнымипоступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе беседвырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведениюдругих людей.

            Детичутко и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, понимать других,проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми,удивлять красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудноперечислять все нравственные качества человека будущего общества, но главное, чтоэти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детяхдоброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающиммиром.

Например,классный час на тему «Тында — наша малая родина», я обращаю  вниманияобучающихся на богатство, красоту и разнообразие окружающего мира.Способствовать пониманию необходимости бережного отношения ко всему живому, кприродным богатствам, как единственной возможности их сохранения.

Классныйчас «Нет друга — ищи, а нашел — береги» воспитываются такие качества, какумение  ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими  одноклассниками; развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Работаянад проектами «Моя родословная», «Я и моя семья», «Традиции моей семьи», «Городи моя семья» каждый ребенок составил рассказ о своей семье. Детивоспользовались фотографиями из семейного альбома и с удовольствием совместно сродителями выполнили большой объем работы. Вместе с родителями они создали гербсемьи – объяснили, что обозначает каждый элемент и символ. Представили род полинии матери, род по линии отца, уделили особое внимание значимой личностисемьи, включили в проект старые фотографии из семейного архива.

            Большуюпомощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие вобщественных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда изатраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей болеераскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшиеталанты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок,музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетическийвкус. Посещение ветеранов ВОВ оставляет неизгладимый след в душе у детей, когдаони видят награды, слушают рассказ из первых уст. В это время формируются нормыи правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

            Реализацияпроектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогаютвоспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственноговоспитания.

 

Эффективныеформы работы с обучающимися:

1.         Черезучебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).

2.     Через внеклассную и внеурочную деятельность:

·       факультативныезанятия, кружковая работа;

·       беседы,диспуты, классные часы нравственного и духовного содержания.

·       проведениесовместных праздников;

·       детскаяблаготворительность;

·       экскурсии,целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

·       конкурсы,викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера,тематические утренники;

·       деловыеи ролевые игры, брейн-ринги,проигрывание ситуаций, дискуссии;

·       моделирование,проектирование;

·       встречис интересными людьми;

·       коллективныетворческие дела учащихся;

·       чтениекниг духовно-нравственного воспитания;

·       проектнаяи исследовательская работы

·       совместныес родителями классные часы, деловые игры.

 

Диагностика и отслеживание результатов.

1.Исследованиеособенностей личности:

-общиесведения;

-способностьк самооценке;

-темперамент;

-уровеньвоспитанности

2.исследованиемежличностных отношений

-социально-психологическийклимат в классе

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет