X-PDF

Статья Факторы успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Поделиться статьей

1.1        Факторы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

 

Одна из первых проблем, которая решается в дошкольном учреждении — это адаптация детей к условиям детского сада.

Рассматривая процесс адаптации, необходимо учитывать факторы, способствующие успешной адаптации или, напротив, препятствующие ей.

Факторы адаптации, помнениюА.И. Мышкис, можно условно разделить на две основные группы: факторы объективные и факторы субъективные.

В группу объективных факторов входят:

— факторы внешней среды (социокультурные, социальноэкономические, экологические особенности региона, в котором проживаетребенок);

-педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, материально-техническая база и пр.);

— семья(жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания детско— родительских  отношений);

— группы сверстников (особенностигруппы; характер общения ребенка со сверстниками вне дошкольного учреждения).

К числу субъективных факторовотносятся:

— состояниездоровья, индивидуальныеивозрастныеособенностидетей;

— уровень ихадаптационных возможностей.

А.И. Мышкис указывает, чтообъективныеисубъективныефакторы находятся в постоянном взаимодействии, в неразрывном единстве, онимогут оказывать какпозитивное, так и негативноевоздействие на результаты адаптациидетей раннеговозраста[33, с. 25].

О.Г. Заводчикова выделяет следующие факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка раннего возраста к ДОРО:

1. Состояние здоровья детей, уровень физическогоинервно- психического развития. Уздоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данныйпроцесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям ДОО проходит у детей со слабым здоровьем.

2. Возрастребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению автора,  3 — 3,5 года. [22,с. 54].

3. Сформированностьнавыков общения. Поразличиям в поведении и потребности в общении Н.Д. Ватутиной выделяются 3 группы.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребностьв общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа — это дети, у которых уже сформировалась потребность вобщении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений обокружающем.

Третья группа — это дети, испытывающие потребность в активныхсамостоятельных действиях.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети,которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

Дети, условно отнесенные ко второй группе, допоступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями.Придя вгруппу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активныхсамостоятельных действиях и общении со взрослыми [9, с. 61].

4. Типнервной системы. Дети, у которых уравновешены процессы возбуждения и торможения, отличаются общительностью, бодрым настроением, спокойным поведением. Эти дети положительно воспринимают все режимные моменты, любят как спокойные, так и подвижные игры, участвуют в них активно. Если содержание общения, возникшего в условиях ДОО, малышей удовлетворяет, то они довольно быстро и легко привыкают к этим новым условиям. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, быстро переходят от одного состояния к другому, бурно выражают свое отношение к окружающему.  Они любят играть в подвижные игры, но легко отвлекаются, постоянно двигаются по комнате, рассматривая то один предмет, то другой, быстро меняют игрушки.

В противоположность легковозбудимым, есть дети, которые отличаются несколько медлительным, спокойным, даже инертным поведением.  Они выражают свои чувства очень неактивно и внешне кажутся благополучно адаптирующимися. Однако,свойственная им заторможенность в условиях ДОО может усилиться. От своих сверстниковмедлительные дети часто отстают в овладении умениями и навыками, в освоении окружающего, в развитии  координации движений.

Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервнойсистемы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом.

Так, И. Георгиева предлагает следующие внутренние и внешние факторы:

-социально-демографическиехарактеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение,наличие детьей и пр.);

— ценностные ориентации личности;

— рядпсихологических свойств личности; 

-специфическиехарактеристики деятельности и связанные с ними особенности социальнойорганизации коллектива [13, с. 45].

Особенности поведения детей взначительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них кмоменту прихода в ДОО. Основными причинами тяжелойадаптации к условиям дошкольного учреждения могутявляться:

— отсутствие в семье режима,совпадающего с режимом ДО

— наличие у ребенка своеобразныхпривычек;

— неумение занять себя игрушкой;

— отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

— отсутствие навыка общения снезнакомыми людьми.

Осложняющимфактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическаянеграмотность.

Такимобразом, выделяются два основныхкритерия успешной адаптации ребенка к ДОО: внутреннийкомфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватностьповедения (способность легко и точно выполнятьтребования среды). Факторы адаптации можно условно разделить на две группы -объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные сбиологическими и психологическими особенностями ребенка.Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты,необщительность родителей, их педагогическаянеграмотность.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет