X-PDF

Статья Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках математики

Поделиться статьей

Формированиечитательской грамотности обучающихся на уроках математики.

ДрягинаЕкатерина Геннадьевна

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Онооткрывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно сним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работанад словом.» (В.А.Сухомлинский)

Одна из важнейших задачсовременной школы — формирование функционально грамотных людей. Как установилиучёные, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Один из факторов -это навык чтения. Ведь, читательская грамотность-это способность человекапонимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматьсячтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ивозможности, участвовать в социальной жизни. Особое место среди метапредметныхуниверсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Наначальном этапе обучения — главное развивать умение каждого ребенка мыслить спомощью логических приемов (такие, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация, умозаключение, систематизация)

Главная книга, скоторой обучающийся должен уметь работать — учебник. Научить школьника приёмамработы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научитьученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыкиосмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

Тексты, с которымивстречаются учащиеся на уроках математики — нехудожественные тексты.

Работы с текстомосуществляются в двух основных направлениях:

Работа с объяснительнымтекстом учебника;

Работа с текстом прирешении текстовых задач.

Работу по формированиюумений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинатьс 1-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения иобработки информации от класса к классу.

Работа с текстомучебника состоит из трёх этапов:

1 этап – Работа дочтения научного текста.

В начале урокапредлагаю игры:

«Попробуй найти!»,Ученики должны, сначала медленно, а со временем всё быстрее с помощьюоглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него. Вовремя такой деятельности развиваются внимательность, быстрота реакции,ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Создание «Банкагипотез»

Например. Предлагаетсяряд примеров.

1) 13+17=17+13

2) (7+ 9) +10 = 7+ (9 +10)

3) 3+(8+6)=(3+8) +6

А за тем разбираютсяпредложенные примеры. Даётся возможность ребятам определить тему урока.

Этот приём научитучеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они илиопровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно –исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Кластер — Объединениенескольких однородных элементов, которое может рассматриваться каксамостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

Например, при изученииклассов и разрядов

2 этап – Работа стекстом учебника непосредственно.

Важно применять различныеспособы работы с учебником, чтение не только текста, но и чтение условныхобозначений, таблиц, диаграмм.

В зависимости отпоставленной цели организую чтение текста одним из способов (опережающеечтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение вслух, чтение про себя,чтение-изучение, просмотр).

Для учащихся наиболееприемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устноеобсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, чтоизвестное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового инеожиданного для себя они узнали.

Еще одним не простым,но в то же время необходимым способом обработки информации из книги являетсясоставление плана или алгоритма прочитанного. Удачно составленный план говорито конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

По плану ученикам будетлегко восстановить в памяти содержание прочитанного, а по алгоритму решить, упростить выражение.

Еще одним способомобработки информации из текста является составление тезисов. Умение выбратьсамое главное.

После чтения параграфаили главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение исвои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смоглисопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

3 этап – После чтения.

После изучения на урокетемы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы.Положить в корзинку и через некоторое время вынуть вопрос для ответа. Отдатьего своему однокласснику. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которыеприкрепляются на «дерево знаний», (изображение на листе ватмана или на школьнойдоске).

Такая работа развиваетсамостоятельность мышления, речевые умения и снижает утомляемость.

Работа с текстовымизадачами

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Текстовые задачи всегда относились кзаданиям, наиболее сложным для овладения учащимися, поскольку, в отличие отконкретных заданий, решение которых выполняется по вполне определенномуалгоритму, требуют содержательного осмысления. Одним из приёмов развития смысловогочтения — составление краткой записи условия задачи.

Форму краткой записи я условно подразделяюна три способа:

Ø  схема;

Ø  ключевыеслова с указанием связей;

Сначала выписываются ключевые слова взадаче, затем по тексту находятся известные величины и записываются ксоответствующим ключевым словам, если величина неизвестна, то ставится знак«?». Затем с помощью стрелок указываются связи между данными ключевыми словами.

Ø  таблица.

Использование таблицы при составлениикраткой записи применяю к задачам на движение, стоимость и на работу.

 Основные особенности предлагаемогоподхода связаны с тем, что главная задача сфокусирована на тщательном прочтениипредлагаемого текста. Чтобы чтение стало осмысленным, необходимо чтобы оносопровождалось дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов,поэтапным заполнением таблицы. Данные приёмы развивают в  ученике навыкработы с письменным текстом, учат анализировать данные, логическиструктурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебнойдеятельности в целом.

Для формированиячитательской грамотности на уроках математики использую следующие приемы. 

Ø  Приём«Корзина идей»

Ø  Приём«Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого планавозникают на протяжении всего урока математики.

«Тонкие» вопросы –вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,требующие подробного, развёрнутого ответа. Этот приём позволяет умениеформулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимсяпредлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанныхс пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы«толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?Кто..? Что…? Когда…?

Почему вы думаете….?Может…? Мог ли…?

Предположите, что будетесли…? Было ли…? Будет…?

В чём различие…?Согласны ли вы…?

Почему вы считаете….?Верно ли…?

Ø  Приём«Дерево знаний»

После изучения на урокетемы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждыйпишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на « деревознаний » (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока еще разпрочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки,вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.

Ø  Верные или неверные утверждения

Этот прием используюпосле ознакомления с основной информацией по данной теме. Далее учитель проситдетей оценить достоверность утверждений, используя полученную информацию науроке. 

Ø  Приём«Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»

Шесть лепестков –шесть типов вопросов.

Простыевопросы. Отвечаяна них, нужно назвать величины, вспомнить и воспроизвести информацию. Применяюна традиционных формах контроля: на зачётах (по теме) ; при использованиитерминологических диктантов

Уточняющиевопросы. Обычноначинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно поняла,то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о…?».

Целью этих вопросовявляется предоставление обратной связи ученику относительно того,

что он только чтосказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные(объясняющие) вопросы. Обычно начинаются сослова «Почему?». Если ученик знает ответ на этот вопрос, тогда он изинтерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элементсамостоятельности.

Творческиевопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке естьэлементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в ….,если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».

Оценочныевопросы. 

Эти вопросы направленына выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?»

Не только учитель — источникинформации, но и ученик. Давая возможность ребёнку работать с текстом,преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитиюлогического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируемчитательскую грамотность на уроках математики


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет