X-PDF

Статья Формирование читательской грамотности в начальной школе

Поделиться статьей

Формирование читательской грамотности

в начальной школе

 

С.Г. Шипигузова

МАОУ «СОШ № 2»

г. Краснокамск

 

        Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность»,появилось понятие «функциональная грамотность». 
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения свнешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать вней. 

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не самизнания, а способности обучающегося:

·       добыватьновые знания;

·       применятьполученные знания на практике;

·       оцениватьсвое знание-незнание;

·       стремитьсяк саморазвитию.

Формы иметоды, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

·       групповаяформа работы

·       игроваяформа работы

·       творческиезадания

·       практическаяработа

·       ролевыеи деловые игры

·       исследовательскаядеятельность

Выделяется три видафункциональной грамотности: читательская,естественнонаучная, математическая).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

Читательскаяграмотность является базовым навыком функциональной грамотности. Этоспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять оних и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять своизнания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умениеработать с информацией становится обязательным условиемуспешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самоепристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтениеявляется основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимаеттекст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободнообщается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на урокахрусского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметнойобласти, основой развития ключевых компетентностей. 
         Читательская грамотность -основа основ любого вида функциональной грамотности. Рассмотрим некоторыеприемы работы, способствующие формированию читательской грамотности.

«Чтение с остановками»

На начальной стадии урокаучащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Наосновной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагментаученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

«Синквейн»

 В данном случае речь идёт отворческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приёмпредусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Технология продуктивного чтения

Всю работу можноразделить на три этапа. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения.Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях,теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведёмдиалог с автором, проверим наши предположения». Второй этап – работа с текстомво время чтения: первичное чтение, в ходе перечитывания («медленного чтения»)следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае  помогаетприём комментированного чтения. На данном этапе проводится беседа по содержаниютекста, идёт обобщение прочитанного, ставятся к тексту обобщающие вопросы,отрабатывается выразительное чтение. Третий этап. Работа с текстом послечтения. 1) Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулированиеосновной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2) Знакомство списателем (рассказ, беседа о писателе). 3) Работа с заглавием, иллюстрациями.Обсуждение смысла заглавия. 4) Творческие задания.

Прием составь паспортгероя

Приём длясистематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных инесущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристикиизучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Этоуниверсальный приём составления обобщённой характеристики изучаемого явления поопределённому плану.

Систематическаяработа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обученияспособна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимоправильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения,и задействовать его и в учебной и во внеучебной работе, а так же привлечь кданной проблеме родителей.

Списокиспользуемой литературы

1.Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодыхлюдей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. — 2012. — № 6

2.ОрловаЭ.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамкахНациональной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работниковобразовательных учреждений, М.:2008

3.Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьнаябиблиотека, 2005. – 512 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования.

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия кмысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. — 2-еизд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

6.Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО:Москва,2010

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет