Формирование финансовойграмотности на уроках технологии
Финансоваяграмотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотностисовременного человека. Функциональная грамотность человека, в том числеподрастающего, является основным условием качества его жизни и социальнойбезопасности общества Поэтому задача формирования финансовой грамотностиобучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна изважнейших . Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXIвека. «Финансовая грамотность представляет собойзнание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки,мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений вразнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансовогоблагополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»2 . Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится всодержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей странесогласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Всоответствии с ФГОС, главной целью и результатом образования является развитиеличности. Актуальность включения основ экономического воспитания вобразовательную деятельность обусловлена современными условиями жизни. Дети,как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно:ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, получаяпри этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут своивещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Формирование финансовой грамотности в настоящее время актуально ивостребовано особенно остро. Оно приближает учащихся к реальной жизни,пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущиенастоящей личности. Закладываются не только основы финансовой грамотности, но истимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Всвязи с этим, нужно выстраивать работу на основе принципа «от простого ксложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного напрактическое применение знаний и навыков.
Грамотное отношение ксобственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами открывает хорошиевозможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов. Этопоможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретенияфинансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности иблагополучия на протяжении жизни. Детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга вовсех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогдане влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.Формирование финансовой грамотности способствует развитию мышления, фантазии,кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведениядомашнего хозяйства, экономии средств. Грамотность в сфере финансов, так же,как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени.
Основной цельюосвоения предметной области «Технология» является формирование технологическойграмотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых дляперехода к новым приоритетам научно-технологического развития РоссийскойФедерации.
На урокахтехнологии, начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с элементами финансовойграмотности. Основные содержательные линии курса:
Модуль«Производство и технология»
Модуль«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
Содержаниеи место занятия в образовательной программе:
В тематическомблоке Текстильные материалы, получение свойства.
Ткани, ткацкиепереплетения
При изучениитемы: «Изучение свойств тканей.», можно применить такое практическое заданиепо финансовой грамотности:
Основной задачейзанятия является формирование финансово грамотного поведения при совершениипокупок, деньги потрачены на вещь, которая не нужна, в то время, как можно былоприобрести действительно необходимые товары
Занятие 1.Как разумно выбирать ткань при покупке постельного белья, при пошиве фартука.
Формы организациипознавательной деятельности: работа с иллюстративным материалом, беседа, работас художественным текстом, мини-проект.
«Учимся применятьзнания о свойствах ткани, при покупке изделий»
Постельное белье —это тот текстиль, который соприкасается непосредственно с кожей человека,поэтому к нему обоснованно предъявляются определенные требования.
Должна ли ткань хорошопропускать воздух и впитывать влагу? Очень важна высокая прочность иизносостойкость изделия. Белье требует частой стирки, а нежная и рыхлая тканьбыстро придет в негодность. Обычно такими свойствами обладают материалы,выработанные из хлопчатобумажного волокна, шелка, льна, бамбука.
Акции и распродажимогут быть как полезными, но могут и толкать на ненужные приобретения . Важноподвести учащихся к выводу о том, что все покупки нужно совершать с умом .
Задание :из предложенного списка свойств ткани выбрать свойства
тканей,которые необходимы при выборе постельного белья. Во второй столбик записатьсвойства, которые могут присутствовать, но не являются необходимыми. Выбрать изсписка и распределить свойства в два столбика: сминаемость, драпируемость,износостойкость, воздупроницаемость, прочность, мягкость, пылеемкость,скольжение, осыпаемость, гигроскопичность.
Необходимые свойства |
Могут присутствовать |
|
|
Ответ: 1 столбик: Износостойкость
Воздухопроницаемость
Прочность
Мягкость Гигроскопичность
2 стобик: Сминаемость
Драпируемость
Пылеемкость
СкольжениеОсыпаемость
Модуль «Структуратехнологии от материала к изделию. Конструирование и изготовление швейныхизделий»
Выполнениетворческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает иизготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется подруководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. Навсем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует,анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник долженпродумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнитьэскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимыематериалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальнуютехнологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформитьпояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентацииготового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
ЗаданиеРасчет себестоимости материалов
Материал |
Количество |
Цена за единицу товара |
Стоимость |
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
Планируемые результаты финансовой грамотности |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте ввожу понятие за единицу измерения 1 молния 1 метр ткани |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем разработать меры, позволяющие снизить себестоимость ,добавляю оплату труда |
анализирует информацию в финансовом контексте Где выгодней приобрести материалы, заказать или купить в магазине, как использовать экономный расклад ткани |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте Добавляю амортизацию оборудования,ввожу понятие бизнес план |
оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
6 класс добавляетсяОплата труда
7 классАмортизация оборудования
Технологииобработки пищевых продуктов
Задание
Используяданные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню назавтрак учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитатьстоимость завтрака на 4 человека.
Укаждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имеяв бюджете всего 300 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третьягруппа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая для семьи издеревни, которая использует продукты подсобного хозяйства.
