X-PDF

Статья Формирование навыков смыслового чтения

Поделиться статьей

Формы и методы формирования навыков смыслового чтенияв начальных классах.

 

 

 Чтение и работа с информацией на начальной ступениобщего образования является первостепенной задачей. В Федеральномгосударственном образовательном стандарте начального общего образования вкачестве приоритетной цели является  «…формирование читательской компетентностимладшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного киспользованию читательской деятельности как средства самообразования».   

 Литературное чтение в начальной школе предполагаетосмысленный, творческий духовный процесс, который состоит в освоениихудожественной литературы, развитии эстетического принятия материала. Для того,чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, важно,чтобы смысловое чтение было развито на достаточном уровне.

Смысловое чтение – это такоекачество чтения, при котором достигается осознание  и  принятие информационной, смысловой и идейной сторон текста.

Читательская компетентность определяется:

 -владением техникой чтения,

 -приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

 -умением работать с текстами художественныхпроизведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной,справочной),

 — знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

 -сформированностью духовной потребности в книге каксредстве познания мира и самопознания.  Важно определить и использовать науроках наиболее эффективные приёмы для формирования навыков смыслового чтения.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

• До чтения текста;

• Во время чтения текста;

• После чтения текста.

Работа с текстом до чтения. Цель:прогнозирование будущего чтения, прогнозировать содержание текста (приём«Антиципация»).

Этап ориентирован на использование личного опытаучащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Учащиеся знакомятся свнешними атрибутами книги, рассказа, текста: заглавие, иллюстрации. Учителю важно на этом этапе правильно поставить вопросы. Например: “Рассмотритеиллюстрацию. Предположите, о чем будет рассказ? Можно ли по иллюстрацииопределить жанр произведения? Прочитайте название. Можно по нему догадаться,кто будут герои произведения? Подумайте, о чём мог написать автор?”

Использование таких приемов, как «Загадка», «Угадайслово», «Расшифруй картинку» помогает предположить, о чём пойдёт речь, то естьтему текста, его эмоциональную окраску. Главная задача учителя – вызвать уребёнка желание, мотивацию прочитать текст или книгу.

Работа с текстом во время чтения. Достижение понимания текста на уровне содержания, — это цель данного этапа.

Виды работ с текстом в начальной школе:

 — Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

 — Чтение, деление на смысловые части.

 -Составление плана (цитатный, вопросный, картинный,модельный, схематический, из повествовательных предложений).

 -Чтение по готовому плану.

 -Чтение, после чтения пересказывание.

Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный,творческий.

 -Чтение учеником нового текста, заранееподготовленного дома. -Восстановление деформированного текста.

  — Инсценирование текста или отрывка.

  -Выборочное чтение (с определенным заданием).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

  -Чтение в лицах.

  — «Жужжащее чтение».

  -Чтение цепочкой по предложению.

  — Чтение абзацами.

  -Чтение с пометками.

  -Чтение с остановками (+прием деревопредсказаний)

  -Чтение по группам. Поисковое чтение.

  -Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)

Затем происходит анализ первичного восприятия текста:беседа о том, что поняли, почувствовали во время чтения, узнать, подтвердилисьли предположения, сделанные до чтения текста. Параллельно ведется словарнаяработа, без которой в принципе невозможно понимание текста. Это и работа снезнакомыми словами, с опорными словами и словами образами.

Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа– смысловое понимание произведения ( понимание разницы между  темой  и основной мыслью текста, осознания идеи автора).

Самостоятельную работу по содержанию можно проводить спомощью ответов на вопросы . Учащимся предлагается опросник  к тексту, накоторые они ищут ответы либо цитатами, либо в свободной форме. Вопросы и ответыявляются не только прямыми, но и косвенными, требующими анализа и рассуждения.

Приём «Паспорт героя» помогает систематизировать иобобщить знания, выделять существенные и несущественные признаки .  В паспортахдети характеризуют не только внешний вид персонажей, но и делятся своимотношением к ним.

Прием «Радуга» очень нравится детям, дает широкие возможности для творчества. Все дети любят рисовать. А при помощи рисунка можно выразитьпонимание абстрактных понятий, внутренний мир героев. Например : «Нарисуйтехарактер героев. Нарисуйте доброту. Аргументируйте. Главное, выбирать такиетворческие задания, в которые были бы включены четыре сферы: эмоциональная,воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.

2 класс — обучение детей работать с текстом:

— смысловое чтение;

— владение пересказом разного вида;

 — деление на абзацы и составление плана прочитанноготекста (произведения); — выделение опорных слов (словосочетаний);

 — характеристика героев и их поступков.

 -Подбор антонимов и синонимов к словам.

-Нахождение пропущенных букв, используя и подбираясамостоятельно проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию,интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценкупрочитанному:

 — самостоятельное выделение основной мысли (в целомтекста или его фрагмента);

 — нахождение информации в тексте на поставленныевопросы в прямой или иной форме;

— выделение главной и второстепенной информации;

— выявление разных жизненных позиций героев и ихсовпадение с собственными убеждениями (знаниями);

— прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации,отрывку;

— самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

 -сравнивание текстов разных жанров, разныхстилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) спохожим содержанием.

Можно сделать вывод: правильноорганизованная и целенаправленная работа с текстом дает возможность младшемушкольнику добывать  из разнообразного объема информации важную и полезную, атакже получать социально-нравственный опыт


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет