X-PDF

Статья Функциональная грамотность в средней и старшей школе

Поделиться статьей

Функциональная грамотность в обучениистарших школьников.

Сегодняна первое место в мире выходит потребность быстро реагироватьна все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельнонаходить, анализировать, применять информацию. Главным аспектом жизни становитсяфункциональная грамотность, так как это «способность человека решатьстандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельностина основе прикладных знаний». Одним из ее видов являетсяматематическая грамотность.

Понятие математической грамотности пришлов отечественную дидактику из международного исследования PISA. Невысокиерезультаты наших школьников по сравнению с их зарубежными сверстниками вызвалиширокую общественную дискуссию о качестве российского образования. В качествевозможных причин подобной ситуации можно выделить низкий уровень мотивации кизучению математики и, как следствие, невысокий уровень развития математическойграмотности.

На сегодняшний день на передний планвыходит не просто знание математических фактов, а приобретение определённойсистемы математических знаний и опыта их использования, особенно при решениизадач практической направленности.

Все вышеперечисленное можно обеспечить,если вводить в курс математики в школе блок практико-ориентированных задач.Рассматривать и изучать их не только перед подготовкой к экзаменам, когдамногие учащиеся с ними и знакомятся, а гораздо раньше. Например, на основныхуроках, во внеурочной деятельности, на элективных курсах и пр.

В настоящий момент в некоторых школахведутся уроки с применением нешаблонных практико-ориентированных задач. Вобразовательный процесс включаются элективные курсы по финансовой грамотности,решению задач с экономическим содержанием и т.п. Но эти нововведения носятфрагментарный характер, чаще формирование математической грамотностиобучающихся не происходит целенаправленно и систематически.

Таким образом, для теории и методикиобучения математике актуальной является задача описания теоретическихоснов математической грамотности и разработка технологических аспектов ееформирования в процессе обучения математике в основной школе. Указанныеобстоятельства позволили определить проблему исследования: какрезультативно развивать математическую грамотность обучающихся в процессеобучения?

Объект исследования:процесс обучения математике обучающихся 9 классов.

Предмет исследования:теоретические и технологические аспекты развития математической грамотностиобучающихся 9 класса на основе использования практико-ориентированных задач.

Цель исследования:разработать научно обоснованные методические рекомендации по развитиюматематической грамотности обучающихся 9 классов на основепрактико-ориентированных задач.

Гипотеза исследования:если включить в систему математической подготовки обучающихся 9 класса комплекспрактико-ориентированных задач, то это будет способствовать развитиюматематической грамотности обучающихся и повышению уровня их учебной мотивации.

Для достижения поставленной цели ипроверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Первая – описать сущность и структуруматематической грамотности;

Для решения этой задачи прежде всего былоизучено понятие математической грамотности.

Математическая грамотность – этоспособность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором онживет, высказывать точно и ясно обоснованные математические суждения и факты,использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущемпотребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Для описания мыслительной деятельности приразрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать,применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи,которые будут решаться учащимися:

       формулировать ситуацию на языкематематики;

       применять математические понятия, факты,процедуры;

       интерпретировать, использовать и оцениватьматематические результаты.

Это означает, чтоучащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять надаргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представленияситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математическогоаппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов сучётом особенностей предлагаемой ситуации.

Также были был проведен результатовисследования PISA 2012-2015-2018 с цельювыявления затруднений российских обучающихся.

Вторая задача – охарактеризоватьдидактические возможности практико-ориентированных задач для развитияматематической грамотности обучающихся;

Для выполнения второй задачи мыопределили, что составляющей математической грамотностиявляется умение решать задачи, приближенные к окружающей жизни. Причем этозадачи, не обязательно связанные со знакомыми явлениями и объектами, это могутбыть и совершенно незнакомые обстоятельства, и явления.

Практико-ориентированная задача– это задача из окружающей действительности, которая тесно связана сформированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Существуют и отличительныеспособности данных задач:

·       Значимость (познавательная,профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, чтообеспечивает познавательную мотивацию учащегося.

·       Условие задачи сформулировано как сюжет,ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания изразных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или изжизни, на которые нет явного указания в тексте задачи.

·       Информация и данные в задаче могут бытьпредставлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график ит.д.), что потребует распознавания объектов.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Третья задача – описать методы исредства обучения, способствующие развитию математической грамотностиобучающихся на уроках математики;

Однимиз способов развития математической грамотности является развитие у учащихсянезависимого (преобразующего) мышления за счет элементов развивающего обучения,например, при работе над словесной задачей, а также умение работать с учебнымтекстом и организация учебного процесса на основе современныхинформационно-коммуникационных технологий. Развивать математическую грамотностьнеобходимо постепенно. Регулярное включение в ход урока заданий на «изменение изависимость», «пространство и форма», «неопределенность», «количественноемышление» и так далее.

Эти задания можноиспользовать по усмотрению учителя:

                  Как игровой момент на уроке;

                  Как проблемный элемент в начале урока;

                  В качестве задачи — «подтолкнуть» к созданию гипотезы дляисследовательского проекта;

                  В качестве задания на смену занятий на уроке;

                  В качестве модели реальной жизненной ситуации, иллюстрирующейнеобходимость изучения концепции в классе;

                  Как задача, создающая междисциплинарные связи в процессе обучения;

                  Некоторые задания заставляют сформулировать свою точку зрения инайти аргументы в ее защиту;

                  Вы можете собирать однотипные задания и проводить урок всоответствии с определенной образовательной технологией;

                  Вы можете распределить все задания по группам и создать свойэлективный курс для развития математического мышления;

                  Подобные упражнения могут быть включены в школьные олимпиады,тесты по математике;

                  Математические головоломки могут стать основой для внекласснойдеятельности в течение десятилетия математики.

Следующая, четвертая задача, стоявшаяперед нами – экспериментально проверить эффективность развития математическойграмотности на уроках математики.

Для решения данной задачи былавыполнена экспериментальная работа.

Экспериментальная работа включала всебя несколько этапов:

1) на первом этапе был изучентеоретический материал по теме исследования, подобраны задания для диагностикиуровня развития математической грамотности и уровня мотивации обучающихся 9Икласса на уроках математики;

2) на втором этапе учащимся 9Икласса, было предложено выполнить 6 практико-ориентированных задач и заполнитьанкету для измерения уровня мотивации. Также на данном этапе был проведёнанализ полученных результатов и был выявлен уровень развития у учащихсяматематической грамотности и мотивации на уроках математики;

3) на третьем этапе экспериментальнойработы были проведены несколько занятий элективного курса, целью которых было научитьобучающихся методам, приемам решения практико-ориентированных текстовых задач.

4) на четвертом этапе была проведенаповторная диагностика, которая показала результат усвоения программы курса, атакже уровень развития математической грамотности и мотивации на данном этапеподготовки к ОГЭ. Так же был проведен анализ полученных данных.

5) на пятом этапе экспериментальнойработы были разработаны рекомендации, направленные на формированиематематической грамотности и мотивации у учеников 9И класса на урокахматематики.

Данный эксперимент помог понятьнеобходимость проводить занятия, которые будут направлены на развитие у детейматематической грамотности. Успешность выполнения заданий на элективном курсе,способствуют развитию у учащихся учебной мотивации, что ведет к успешной сдачеосновного государственного экзамена.

Подводя итоги, могу сказать, что задачиобучения математической грамотности учащихся могут быть реализованы при условииоптимального сочетания образовательного содержания уровня основного образованияи дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладныхматематических навыков, используемых в различных жизненных ситуациях.Неотъемлемой частью изучения математической грамотности является использованиепрактико-ориентированных задач в учебном процессе, что обеспечивает овладениеучащимися рядом универсальных учебных действий: умение работать с информацией,выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения иобосновывать их. С помощью своих наблюдений я могу сделать ввод о том, чтосистематическое использование практико-ориентированных задач обеспечиваетповышение интереса учащихся к учебной деятельности, формирование положительноймотивации на уроках.

В дальнейшем ставлю перед собой цель продолжать работупо составлению и использованию практико-ориентированных задач на урокематематики в основной школе для обеспечения стабильных результатов изученияматематики.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет