Инновации и современные технологии в системеобразования
Ключ к успеху – в инновациях,
которые, в свою очередь,
рождаются креативностью.
Джеймс Гуднайт
Инновационные процессы – это введениеновообразований в педагогические технологии и практику; превращение отдельныхинициатив и новаций в механизм развития образования , что предполагаеткачественно новые концепции содержания и форм образования. По меренормативного оформления и создания поддерживающих структур, отдельныеинновационные процессы могут постепенно угасать и институализироваться. Данныеновообразования в настоящее время активно внедряются во многие образовательныеучреждения с целью формирования творческого нешаблонного мышления обучающегося,развития потребностей в нравственном самосовершенствовании, развития умениймотивировать действия, развития способности самостоятельно ориентироваться вполучаемой информации, а также развития детей за счет максимального раскрытияих природных способностей и т.д.
Первоочередная задача инновационногообразовательного учреждения – это разработка программы инновационнойдеятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространениеинноваций. Под инновациями мы понимаем успешно реализованные новшества(пригодные для внедрения или внедренные). Выделяются следующие виды инноваций всистеме образования: внутрипредметные, общепредметные и идеологические. Подпервыми мы понимаем инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловленоспецификой его преподавания: переход на новые УМК, освоение авторскихметодических технологий. Общепредметные инновации – внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своейприроде: использование основных современных образовательных технологий. Идеологическиеинновации – инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени:педагогические чтения, деятельность научно-методического совета.
При использовании на практике педагогомисследовательских методов, проектных методов обучения, информационно-коммуникативныхтехнологий, а также игровых методов идет активное развитие личностиобучающегося. В-вторых, инновационная деятельность осуществляется благодарявнешнему воздействию, сложившемуся из государственных инициатив в сфереобразования и образовательного заказа ближайшего социального окружения школы.При сравнении с прошлыми годами повысилось качество успеваемости. Этоподтверждает гипотезу о том, что именно инновационное развитие образовательногоучреждения является способом повышения качества образования.
В инновационном процессе объеминформации многократно увеличивается, возрастает плотность информационногопотока и разнообразие данных. Учитель-инноватор вынужден изучать большееколичество психолого-педагогических и методических публикаций, сопоставлятьрезультаты инновационной и традиционной работы, нередко используя для этогоновые для него диагностические методики. В поступающей информации важновыделить главное и второстепенное, достоверные и сомнительные сведения. Кроме того, в инновационном процессе, как правило, усиливается роль участия педагогав обмене опытом, в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечивается интерпретацияпедагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности учителя:создание собственного инновационного опыта, адаптация заимствованного опыта кконкретным условиям, профессионально-личностная самореализация учителя винновационной деятельности.
В последние годы учителями все больше ибольше используются современные технологии. В кабинетах установлена интерактивная доска. В трех других кабинетах установлены проектор и экран. Естькабинет информатики, где обучающиеся выполняют онлайн-тесты, смотрятвидеоуроки, работают с электронными приложениями, выполняют виртуальныелабораторные работы, подбирают информацию, ищут ответы на вопросы. Обучающиеся с удовольствием выполняют исследовательские работы по разным предметам, лучшиеработы участвуют и становятся лауреатами на конкурсах исследовательских работ,как Малая Академия наук, в Научно-практических конференциях. Широкоиспользуются дистанционные олимпиады, заочные Интернет-конкурсы. С помощьюпрограммы Link, Zoom, Телемост транслируются открытые уроки повсей Республике. Участвуем в вебинарах. Участие в профессиональных, творческихконкурсах дает возможность учителю: повысить свой социальный статус, изучитьопыт коллег, реализовать свой творческий потенциал, развить собственныекоммуникативные способности, установить новые контакты на профессиональномуровне, опубликовать свои методические материалы в научно-методическихизданиях, сайтах, повысить авторитет в педагогическом коллективе, социуме.
Современный учитель – креативный учитель. Им присущи такиекачества: 1)творческая одаренность иработа, 2) умение вчувствоваться (эмпатия), 3) способность сознаватьограниченность собственной жизни, 4) чувство юмора, 5) мудрость.
