X-PDF

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Поделиться статьей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Е.А.Смотряева

 

  МАОУ Домодедовская средняяобщеобразовательная школа №7 с УИОП

 

 

 

 «Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный                                    мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости илюбознательности».                             (В.А. Сухомлинский).

 

 

        Игровая технология занимает важное место в учебно — воспитательномпроцессе, так как способствует воспитанию познавательных интересов иактивизации деятельности учащихся.  Игра  — это наиболее  эффективный инаиболее естественный для ребенка способ познания  мира. Вы хотите научитьдетей вежливости  и трудолюбию — играйте с ними.  Вы хотите научить ребенкабуквам и цифрам, привить ему любовь к учебе — играйте с ним.   Для детей игра  –это жизнь, учеба и  работа.

Игроваятехнология  – самая актуальная для начальной школы.   Благодаря    ейзакладывается основа формирования учебной деятельности ребенка. Первый год обучения является стартовым икрайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно вэтот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности  к  учебной.

Значениеигры для младшего школьника огромно:

1)правильно организованная, с учётомспецифики материала, игра тренирует память, помогает учащимся выработатьречевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственнуюдеятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра — один из приёмов преодоленияпассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несётответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результатесвоей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться сзаданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособностивсех учащихся.

     Игровые технологии  позволяют   сделать  процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочеенастроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

        Игровые технологииможно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, чтоначальная школа — новый этап в жизни детей: из детского сада — в школу, в миручителей, новых предметов,  учебников. Задача учителя в это время -сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а,наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальныхклассов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почтиежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными иинтересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки — игры, уроки -путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду страдиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву длялучшего восприятия большого и сложного материала.

     На таких урокахученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которыеучатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок

построен в форме соревнования, то,естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, чтосвидетельствует об успешности урока.

       Понятие «игровые педагогическиетехнологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организациипедагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообщепедагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной цельюобучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут бытьобоснованы, выделены в явном виде и характеризуются  учебно – познавательнойнаправленностью.  Особенность педагогической игры в том, что ситуацияклассно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в такназываемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровуюдеятельность детей.
    Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровыхприёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулированияучащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровыхприёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

·       дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровойзадачи;

·       учебная деятельность подчиняется правилам игры;

·       учебный материал используется в качестве её средства,

·       в учебную деятельность вводится элемент соревнования, которыйпереводит дидактическую задачу в игровую;

·        успешное выполнение дидактического задания связывается сигровым результатом.

·        

 Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому,что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенныезнания, умения и навыки.

    Применение игровой технологии даёт возможность  сделать тоили иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить,повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует болееглубокому усвоению пройденного материала. 

Одно из эффективных средств развитияинтереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами,используемыми на уроках, дидактическая игра.

       Дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровойситуации решаются учебно-воспитательные задачи.

Дидактическая игра может использоваться навсех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуреурока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в началеурока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятиюучебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельностимладших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и втом, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая другдругу и взаимно себя проверяя.

Разнообразные дидактические игры можновзять из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе сприменением ИКТ» из серии «Современная школа».

С помощью увлекательных игр на урокахобучения грамоте  ребенок изучает буквы, учится читать, запоминаетправильность написания слов, осваивает основы фонетики.

Любая игра, и не только относящаяся кразделу логические игры, развивают логические способности ребенка, егофантазию. Первоклассники любят  выполнять графические диктанты, раскрашивать получившиеся  фигуры, давать им названия и придумывать небольшие истории проних. Это способствует развитию воображения детей.

Уроки русского языка  для многихучащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса.Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.  

Чтобы пробудить интерес к занятиям,повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разныхэтапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыханиипроходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов снепроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное илогическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать,тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащаютлексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова.  Большинствотаких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение котороговыполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игрусоревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Развивать детям фонематический слух ипамять, правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки, чистоговорки,  считалки,  веселые стихи.  Надо проговаривать  их сначаламедленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. В 1 классе полезнопроводить речевые разминки.

Одна из самых  сложныхзадач, стоящих перед первоклассником – научиться правильно и красиво писать.Пальчиковые игры на уроках в этом очень сильно помогают.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Входе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых, достигаетхорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятноевлияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Первоклассника спомощью  игровых ситуаций  нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычноерешение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучнойи утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательныйхарактер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватываетдетей, и они с удовольствием выполняют задание Можно использовать такие игры «Забей мяч  в ворота» для устного счета, «Велотрек» -круговые примеры и другиесоревновательные игры по рядам или по командам. При использовании игр и игровыхситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Всезависит от профессионализма и творчества учителя.

 

Урокиокружающего мира пройдут более эффективно, если это будут уроки-путешествия,уроки – исследования. Привлекательность игры заключается ввозникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Привлекательностьигр обеспечивают:

·           игровой сюжет

·       возможность действия для каждого ученика.

·       игровые  задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнениебыло связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны бытьдоступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры изадания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнениекоторых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

·       вариативность – в игре не должно быть единственно возможного путидостижения цели.

 

К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздоболее интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенкаименно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, иследы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»

Можновыделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не простопривлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

-Самостоятельность. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок самопределяет цели и средства.

      — Возможность творчества.   Игра  представляет собой  возможность творить .

Для младшего школьного возраста характерныяркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Детисвободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.

      Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступаеткак метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современнойшколе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, повышение качества образования  игровая деятельность используется в следующих случаях:

·        в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы идаже раздела учебного предмета; 

·        как элемент более обширной технологии; 

·        в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,закрепления, упражнения, контроля); 

·        как технология внеклассной работы. 

     Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, котораяпозволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся натворческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов.Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоциональноокрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологическиепроцессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, чтоона способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом,усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вноситразнообразие и интерес в учебный процесс.

     Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенностисовременного мира информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмериморасширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио,компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объеминформации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценкии отбора получаемой информации.

  Оченьважно сегодня в ходе игры вернуть детям живое общение  друг с другом, учить ихполучать радость от совместной игры на уроке, во внеурочной деятельности, учитьвзаимопомощи  выручке.

В настоящее время идётпоиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно статьсоздание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждогоконкретного ребёнка. Этому достойно может послужить именно игра -важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня естьпотребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всехвозрастов.

Главное значение этихигр в следующем:

·        Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

·        Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоциональнонасыщенным;

·        На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радостьумственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, котороедоставляет решение учебных задач;

·        Активизируется учебно-познавательная деятельность младшихшкольников;

·        Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание,увеличивается работоспособность.

 

В современной школе возникаетнасущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и вактивных формах обучения в частности. К таким активным формам обученияотносятся игровые технологии. 
                                   

 

 

 

Списоклитературы.

1.600 творческих игр для больших ималеньких. А. Лопатина, М. Скребцова, серия «Образование и творчество», Москва« Философская книга» 2014г.

2.Настольная книга классного руководителяначальной школы, Е.В.Горлова, серия  «Библиотека  учителя». Ростов –на Дону,Феникс, 2010г. 

3.Дидактические иразвивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электроннымприложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современнаяшкола).

4.Речь, логика, память,внимание. Воображение. Игровые и обучающие  занятия с детьми 7 – 9 лет. /Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир:ВКТ, 2009.-192с ил.

5.  Н.Ф.ВапнярКарточки с математическими заданиями для 1 класса трехлетней начальнойшколы, Москва Просвещение, 1989.

6. Узорова О.В.,Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005

7. Калугин М. А.Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.62%
НЕТ
40.38%
Проголосовало: 1211

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.62% НЕТ 40.38% Проголосовало: 1211


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет