Щемелева Лариса Николаевна
воспитатель
МБДОУ д/с № 17
г. Ульяновск
«Использованиеинноваций в педагогической практике ДОУ»
Модернизациясовременной системы образования в целом предписывает необходимость изменениявсей деятельности дошкольного учреждения, в том числе и деятельности каждоговоспитателя.
Воспитательв настоящее время – это не только педагог, но и дипломат, стратег,предприниматель и новатор – причем всё это одновременно, поскольку переход накачественно новую ступень существования ДОУ требует постоянного освоениявоспитателем новых знаний, включение его в инновационную деятельность, применениев работе современных технологий. Причем в процессе инновационных преобразованийпринципиально важно не утратить богатый позитивный опыт прошлого, а научиться егоприменять в современных условиях. В связи с этим можно отметить, что ни однадругая профессия не диктует необходимости постоянного самосовершенствованиятак, как профессия педагога.
Инновационнаядеятельность воспитателей станет продуктивнее, если образовательный процесс в ДОУорганизовать с учетом ряда принципов, в числе которых:
— организация условий для установления личностно-значимой цели каждым педагогоми путей ее достижения. Каждый воспитатель в общей деятельности ДОУ должен осознаватьсвое предназначение и место, четко представлять свою роль и значимость длявыполнения общих задач;
— выявление ядра коллектива – тех педагогов, которые знакомы с особенностямиорганизации инновационных процессов в сфере дошкольной педагогики, способны нетолько включаться в них, но и стать наставниками для остальных членовколлектива ДОУ;
— применение разнообразных методов и форм активного обучения, например,семинары теоретического и практического характера, регулярное повышениеквалификации, организация аттестации в разных формах, мастер-классы,дистанционные курсы и т.д.);
— изучение и применение современных педагогических технологий в сфере дошкольноговоспитания;
— организация пространства деятельности, которое позволит воспитателям вестипоиск методов личностно-ориентированной педагогики (конкурсы, недели педагогическогомастерства, фестивали и т.д.);
— рефлексивное взаимодействие с воспитателями других ДОУ для обменапедагогическим опытом;
— организация процесса самообразования в разных формах, в том числе сиспользованием современных технологий.
Применениевышеперечисленных методов и форм активного обучения способствует повышениюпрофессиональной компетентности педагогов, их готовность к созданию инноваций вобласти дошкольного воспитания.
Вслучае недостаточного уровня восприимчивости сотрудников ДОУ к педагогическиминновациям, целесообразным является разработка и внедрение системы управляющихвоздействий по развитию инновационной деятельности, что можно осуществитьразными способами. Например, организовать программу тренингов в «Школепрофессионального мастерства», постоянно действующий семинар и т.д.
Руководителюнеобходимо четко определить цель инновационной деятельности, которая понятна ипринимается всеми участниками образовательного процесса. После уточнения целинеобходимо определить конкретные задачи для каждого направления и последовательностьдействий.
Каки в любом нововведении, главным является создание мотивационных условийвхождения в инновационную деятельность. В ходе первоначальных обсуждений необходимоучитывать мнение всех членов коллектива, установить высокую коммуникативнуюкомпетентность, которая выражается в адекватной передаче и получении информации,ее оценке, способности воспитателей конструктивно взаимодействовать друг сдругом.
Поддержкаинновационной деятельности воспитателей включает в себя следующие аспекты:
— диагностику профессиональной позиции и уровня саморазвития,
— определение профессиональных маршрутов саморазвития,
— обеспечение методической службой сопровождения профессиональногосамообразования,
— коррекцию индивидуальных маршрутов по необходимости.
Можносделать вывод, что эффективность инновационной деятельности обусловлена рядомфакторов, в числе которых: мотивационная готовность коллектива к внедрениюинноваций в педагогической практике, наличие высокой профессиональнойкомпетенции педагогов, планирование инновационной работы на основе анализаситуации и особенностей педагогов, которые по сути являются непосредственнымиреализаторами нововведений.
