«Использование пальчиковойгимнастики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Умребенка находится
на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Удетей с умственной отсталостью отмечается выраженная несформированность тонкихдвижений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнятьцеленаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнениипротивоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детейотмечается недостаточность мышечной силы.
По данным исследований М. С. Певзнернарушения моторики у умственно отсталых детей связано с неумениемкоординировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения вдвижение, переключение с одного движения на другое. Чем ярче выраженинтеллектуальный дефект, тем больше вероятность сопутствующих нарушений вмоторной сфере.
Недоразвитие моторики проявляется, восновном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, варитмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля ирегуляции движений.
Сегодня ученые и педагоги единодушнопризнают, что между развитием мелкой моторики кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе итворчестве, существует прямая связь.
Самым важным и основным из корригирущихсредств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умственной отсталостью предметной деятельностью является пальчиковая гимнастика. Пальчиковойгимнастике необходимо уделять время, как на занятиях, так и в ходе повседневныхдействий, проводя ее в виде различных игр и упражнений.
При проведения пальчиковой гимнастикииспользуются следующие методы:
— массаж рук;
— упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;
— игры с пальчиками.
МАССАЖ РУК.
Массаж является одним из видов пассивнойгимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного,так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действиена мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способностьмышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливаетсябыстрее, чем при полном покое.
Положительно действует массаж и насуставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. Присистематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящихпутей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами исосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы,которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие нацентральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая рольв отношении работы всех систем и органов.
Для развития мелкой моторики используютпальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используютсятрадиционные для массажа движения – поглаживание, разминание, растирание,надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д.Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем перчатки», «Согреем руки»,«Забиваем гвозди». «Гуси щиплют травку», и всем известная «Засолка капусты».
УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА.
Хорошую результативность показывает использованиеигровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т. к. формированиедвигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессевзаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия спредметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения совзрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И. М.Сеченов), «мышление в действии» (И. П. Павлов). Кроме того, двигательнаяактивность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующаяразвитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказываетстимулирующее влияние на овладение навыками письма.
Известно, что онтогенетически развитиеруки ребенка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватываяпредметы, манипулируя ими, ребенок при помощи руки приобретает свои первыеопыты в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом,постепенно развивается во все усложняющейся предметной деятельности истановится не только воспринимающим, наряду с глазом и ухом, но и творящиморганом, что важно для овладения навыками письма.
Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка вформировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами икачествами предметов через непосредственные практические действия с этимипредметами. Кроме того, действия с предметами осознаются и принимаются детьми,благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им.
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ.
Одним из наиболее популярных видов работпо развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками,т.е. пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировкакаких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Чтоже происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1)игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умениеподражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевуюактивность ребенка;
2)ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
3)если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворнымистрочками, то его речь станет более четкой, ритмичной, усилится контрольнад выполняемыми движениями;
4)развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положениерук и последовательность движений;
5)у детей развиваются воображение и фантазия;
6)в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу,хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкомписьма.
Гимнастикадолжна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук,развивать и укреплять все мышцы. Упражнения, используемые при проведениипальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, развиваютих ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают снять эмоциональноенапряжение.
Но это ещё не вся польза, какую приноситпальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть«активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии,улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковойгимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса.
Один из видов пальчиковых игр – это игрыманипуляции. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот илииной образ. В такие игры играют все мамы со своими малышами. Вот некоторыеназвания данных игр: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик,где ты был?», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет вмоей квартире» и т.п..
Регулярные занятия с использованиемпальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса. Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие,она может быть использована на любых занятиях.
Литература:
1. Мухина,В. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов.- М.: Академия,2002.- 401
2. БаряеваЛ.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелойумственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.БорисенкоМ.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют – СПб., Паритет, 2003г.
Интернет-источники:
Санкт-Петербургскоегосударственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»
Утверждаю зам. директора по УВР
_______________/Рулев И.С/
Представлено на МО протокол №4
от 25.12. 2018 г.
Статья на тему: «Использование пальчиковойгимнастики в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Составитель:Рыхлова С.А.
Дата выступления: 22.01.23г.
Санкт-Петербург
2023г.