X-PDF

Статья Использование стихов на уроках географии в 5 классе, с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Поделиться статьей

Использованиестихов на уроках географии в 5 классе, с целью активизации познавательнойдеятельности учащихся.

КряжеваО.А. учитель географии

МАОУСОШ № 123 г.Екатеринбурга

Перед там, какначать разрабатывать урок, всегда спрашиваешь себя «А будет ли детям интереснаэта тема?» и «Что можно сделать для того, чтобы урок захватывал и вызывалинтерес?».  Интерес – это очень важно на уроке. Интерес способен побудитьребенка не только на уроке уделить свое внимание этой теме.  Для того, чтобыактивизировать познавательный интерес, я часто использую на уроках стихи. Этовносит разнообразие в урок, привлекает внимание детей. Через стихивоспитывается любовь к поэзии, любовь к своей Родине, развивается речь,развивается внимание. Стихи способствуют лучшему запоминанию материала.

         Заметила, что на техуроках, где используются стихи, учащиеся проявляют больший интерес к материалуурока.  Стихи могут ярко описать территорию, отразить содержание темы,выделить  особенные черты Родины, что влияет на воспитание патриотизма.  Этоочень важная задача  в географии.

          Использование стихов науроках географии – это не новый метод. В методической литературе много статей,посвящённых этой теме.

         Содержание школьного курсагеографии позволяет широко применять на уроках художественную литературу, и нетолько стихи,  это создает связь с другими предметами, привлекает интерес кгеографии, как к науке.

Существуют разныеприемы и средства, которые помогают  сделать урок более интересным. Я в своейработе использую разные приемы: 
1. Прием «Найди ошибку». Учитель читает стихи, описывающие разныегеографические понятия, явления, а ученики пытаются понять, что же в них неправильно. 
И. Агеева 
Знать, ребята, вам пора, 
Что Байкал у нас — гора. 
(Не гора, а озеро.) 
Со времён далёких и поныне 
Льют дожди, как из ведра, в пустыне. 
(Не в пустыне, а в тропиках.) 

2. Прием « О чем идет речь». 
« Под голубыми небесами 
Великолепными коврами 
Блестя на Солнце … (ответ: снег лежит). 


« Белая берёза за моим окном 
Принакрылась снегом, точно серебром». 
Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах? (ответ: иней) 


« Приди на рассвете на склон косогора,- 
Над зябкой рекою дышится прохладой…» 
О каком явлении идёт речь? (ответ: о тумане) 
Что объединяет эти явления? 
(облака, роса, дождь, радуга, снег, иней, туман) 

3. Прием «географические загадки». 
Данный прием может быть использован на различных этапах урока. 

Ни начала,ни конца,

Низатылка, ни лица.

Знают все- и млад, и стар,

Что она -большущий шар.

Вопрос: Очем идет речь в этой загадке?

(ФотоЗемли из космоса)

 

    Качается стрелка туда и сюда,

    Укажет нам север и юг без труда

    (компас)

    Страны без людей,

    Города без домов,

    Леса без деревьев,
      Моря без воды.

     (Географическая карта)


Тудадойти мы не смогли, 
Где неба край и край земли. (горизонт) 

Дороги имеются – ехать нельзя, 
Земля – пахать нельзя, 
Луга – косить нельзя, 
В реках, в морях воды нет. (географическая карта) 
 
Я — сборник карт; от ударенья 
Зависят два моих значенья. 
Захочешь — превращусь в названье 
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас — атлАс

На ноге стоит одной, 
Крутит-вертит головой. 
Нам показывает страны, 
Реки, горы, океаны. (глобус) 

4. Прием «Обсуждение». 
Каждый отрывок или стихотворение обсуждается и в процессе беседы выявляютсязнания учащихся. При изучении  темы “Климат” в 6 классе ученики, как правило,зачитывают отрывки из стихотворений русских поэтов: 
“Осень” А.С.Пушкина 
Унылая пора, очей очарованье, 
Приятна мне твоя прощальная краса. 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото одетые леса. 
“Зима” А.Н.Некрасова 
Не ветер бушует над бором 
Не с гор побежали ручьи 
Мороз—воевода дозором 
Обходит владенья свои. 
Глядит, хорошо ли метели 
Лесные тропы занесли, 
И нет ли где трещины, щели, 
И нет ли где голой земли. 

5.  прием «Описание»используется при характеристики каких либо объектов, явлений. Обычно используется такой прием во время изучения нового материала. 

Строениеземной коры

 «Что это такое – земная кора?

Ну какобъяснить вам доходчиво, точно?

Еёпредставляю я пенкой молочной

Накухне кастрюлька для каши стоит,

А вней молоко вместе с манкой кипит

Отцентра кастрюлькиного тонкого днища

Идёттеплота, теплотища, жарища.

А вцентре планеты ядро наблюдаем

Онофантастическим жаром пылает

Вотбулькает вязкая манная каша

По нейпузырьки беспокойные пляшут.

А ведьна поверхности нашей Земли

Такиесобытия быть бы могли

Когдамы кастрюльку свою выключаем,

Процессостывания в ней наблюдаем,

Воткаша остыла, и , значит, — ура-

Получитсяпенка – (земная кора)

Ноесли включить потихоньку опять,

Томожно такое подчас наблюдать:

Кора,то есть пенка, разорвана снова,

И тутсоздаётся потолще основа

Арядом  с разорванным пенкинным краем

Вулканчикикаши мы вновь наблюдаем»

          Изучая географию в 5классе, стараюсь привлечь внимание детей к науке «география», развить интерес кизучению предмета. На первом уроке «Что такое география?» загадываю загадку:

 

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все — и млад, и стар,

Что она — большущий шар.

Вопрос: О чем идетречь в этой загадке?

(Фото Земли из космоса)

 

 Задаю вопрос «Какая наука изучаетвсе то, о чем говорится в стихотворении и зачитываю стих.

 

Я Землю сравнил бы с моей Головой:

Как наша планета – лесами,

Покрыта местами она бородой,

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным незря:

Глаза, как озера,

И даже – моря…

Бывает, что слезы щекою

Оттуда сбегают рекою.

А гордый мой нос – он подобенхребту,

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты:

Его поднесешь к микроскопу –

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу!

Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,

И так же меняется день ото дня,

И вертится.

Только на шее…

Ну, в общем, всем ясно,

Что наша планета

Сходство имеет.

С портретом поэта.

 

В 5 классе практически на каждомуроке применяю стихи, хотя бы небольшие. Вот некоторые из них:

— Тема «Форма, размеры и движениеЗемли»

Прослушайте загадку. Отгадав её, выпоймёте, какое движение Земли мы будем изучать сегодня на уроке.

 Земля вращается, вращается,вращается.

 И на Земле вдруг представлениеначинается.

На сцене в свой черёд артистыпоявляются.

И выступление каждого артистаотличается.

Один, в костюме рыжем, слёзы льёт.

Другой, в одежде белой, снег метёт.

По воле третьего подснежникрасцветает.

Ну а четвёртый ярким солнцемсогревает.

 

— Тема «По следам путешественниковкаменного века»

Учитель: Сегодня на урокемы начинаем большую тему: а о чем в ней будет говориться послушайтестихотворение:

 

Покидаем города,

Очаги с горящим светом.

Что-то тянет нас туда,

Где туманы спорят светром.

Что-то тянет нас в моря,

На озёра, на просторы,

К неизведанным полям,

За холмы, в ущелья, вгоры.

Всплыть на небо, чтобупасть

На родимое запечье.

Разжигая в глубяхстрасть,

Поезда подслушать речи…

-О чем говорится в этомстихотворении: / о путешествиях/

 

— Тема «Морской путь в Индию». Загадываюзагадки в начале изучения нового материала

1.Ветербоковой гуляет,

Большойкорабль он погоняет,

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

Онбежит себе в волнах

Натреугольных парусах.

(Каравелла)

2.Качается стрелка туда и сюда,

Укажетнам север и юг без труда

(компас)

3.Страны без людей,

Городабез домов,

Лесабез деревьев,
Моря без воды.

(Географическаякарта)

 

-Тема «Путешествие по Африке» зачитываю стих о реке Нил

 Нил.

 Длянего ежегодно разливы

 Этихрыжих всклокоченных вод

 Затопляютбогатые нивы,

 Гдетройную он жатву берет.

 Иего ограждают пороги

 Полосойострогрудых камней

 Отнежданной полночной тревоги,

 Откоротких нубийских мечей.

 Аведь знает и коршун бессонный:

 Всястрана — это только река,

 Окаймленнаярамкой зеленой

 Идругой, золотой, из песка.

 

—  Тема«Путешествие по Северной Америке». Мотивация на изучениенового материала.

 

Америка- волшебный материк,

Какмного интересного он в себе таит:

Навостоке – равнины, на западе – горы,

Естьтам реки, моря и озёра.

Естьтуманы, дожди и снега,

Насевере – холод, на юге – жара.

Какмного удивительного хранит эта земля:

Естьгейзеры, вулканы, свирепствуют торнадо,

БушуетНиагара, всех удивляет Колорадо…

Былабы я волшебником,

Свозилаб вас туда!

 

Тема«Путешествие по Австралии».  Подведение к постановке темы и задач.

Предлагаювам отгадать загадку:

Взамендубов, берез и лип ты

В лесуувидишь эвкалипты,

Вокошко глянешь поутру-

Пополю скачут кенгуру.

 

Провожуанализ текста:

Онарасполагается под нами.

Там,очевидно, ходят вверх ногами,

Тамнаизнанку вывернутый год.

Тамрасцветают в октябре сады,

Там вянваре, а не в июле лето,

Тампротекают реки без воды

Они впустыне пропадают где-то

Там взарослях следы бескрылых птиц

Рождаютсязверята из яиц…

 

Сначалапредлагаю ребятам найти ошибки в стихотворении и, постепенно, мы разбираемкаждую строчку.

Строчки стихотворения

Деятельность учителя и учеников

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

 

Рассматриваем карту мира и глобус. Находим Австралию. Определяем полушария. Делаем вывод, что Австралия находится в южном полушарии. И если мы находимся в северном, то она располагается «как бы под нами».

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

 

Вспоминаем времена года, месяцы года. Ставим перед собой вопрос – в чем отличие смены времен года в южном полушарии. Находим в учебнике информацию, что в южном полушарии лето – когда в северном зима и наоборот. Вспоминаем движение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то

 

Рассматриваем физическую карту Австралии. Находим реки отмеченные пунктирной линией. Предполагаем что это может быть. Вводится новое понятие «крики» — пересыхающие реки.

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Рождаются зверята из яиц…

 

Карта «Животный мир Австралии» и иллюстрации учебника. Беседуем о страусах. Рассказ учителя о необычных животных Австралии утконосе и ехидне.

 

 

 

 

 

Науроках провожу физкультминутки, в основном, тоже с использованием стихов. Вотнекоторые из них:

ФИЗМИНУТКА

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К нимладошки приложили

Физминутка

Руки встороны и вверх.

Повторяемдружно.

Засиделсяученик —

Разминатьсянужно.

Мысначала всем в ответ

Головойпокрутим: НЕТ!

Энергично,как всегда,

Головойпокрутим: ДА!

Чтобколенки не скрипели,

Чтобыножки не болели,

Приседаемглубоко,

Поднимаемсялегко.

Все эти стихи помогают ребятам лучше усваивать материал,привлекают их внимание на уроке, активизируют их познавательную активность. Атакже позволяют отдыхать во время занятия, переключатся, менять виддеятельности.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет