Из опыта организациигрупповой работы на уроках химии
Первостепенная задача современной школы –это формирование у обучающихся познавательной активности и творческойинициативы, способности к сотрудничеству, стремлению к общественной жизни. Дляреализации данной задачи учителю важно правильно организовать работу учащихсяна своих уроках. Для достижения определенных результатов важно содержаниематериала по предмету, а также методы и формы учебно-познавательнойдеятельности.
Приоритетную роль в усилении мотивации кпредмету у обучающихся и развитию самостоятельности, повышению самооценки икоммуникационной компетентности у школьников я отвожу внедрению интерактивныхтехнологий обучения на уроках в 8 классе. Примером такой технологии являетсятехнология сотрудничества — работа в малых группах сменного состава. На мойвзгляд, это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи среди учеников,которая развивает ответственность. В микрогруппах или парах обучающиеся могутдруг друга проверить, закрепить новый материал, если необходимо, но и обучить,повторить пройденное.
Данная форма работы подходит дляорганизации проверки знаний в 8 классе по темам: «Степень окисления.Составление формул веществ по степени окисления», «Решение задач на нахождениефизических величин», «Составление уравнений химических реакций, расстановкакоэффициентов в уравнениях реакций».
В классе во время изучения данных тем,сразу обнаруживаются дети, которые наиболее успешно осваивают материал. Этиучащиеся — консультанты в своих группах (от 2 до 4 человек) помогаюторганизовать проверку знаний у своих одноклассников. В ходе общенияконсультанты понимают, кому из участников группы можно сразу дать задание длявыполнения, а кому необходимо тему объяснить еще раз. И только после объяснениядать задание для проверки знаний по теме.
Консультанту группы во время такого уроканеоднократно приходится проговаривать правила, способы решения задач,упражнений. Консультантом может быть любой ученик класса, который наиболееуспешно усвоил данную тему. В некоторых классах благодаря таким урокампоявились такие дети, которые стали консультировать своих одноклассников внеуроков. Одноклассники обращаются с вопросами по разным темам, которые неуяснили во время урока, по поводу выполнения домашнего задания. Консультантыобъясняют и разбирают домашнее задание. Отпадает желание просто списать усильного ученика.
В качестве примера организации урока сгрупповой работой учащихся под руководством консультантов «Решение задач» нанахождение количества вещества, если известна масса вещества и количествочастиц.
Предыдущие два урока мы изучали такиепонятия как «моль», «молярная масса», «число Авогадро». Решали задачи нанахождение количества вещества, массы вещества, количества частиц. Домашнимзаданием второго урока было задание составить задачи подобные тем, которые былиразобраны во время урока. Учащиеся, составившие наиболее качественные задачистали на следующем уроке консультантами. Под руководством консультантов (вразных классах в группах было от 2 до 4 человек) было организовано решениезадач с последующим выставлением отметки. Консультанты в зависимости от составасвоей группы предлагали решить на оценку несколько своих задач разного уровнясложности. Консультанты самостоятельно определяли, кому можно сразу дать задачидля проверки, а кому нужно еще раз объяснить и только потом предложить решитьзадачи на оценку.
Положительный опыт проведения таких уроковв том, что однокласснику легче сказать о затруднениях в изучении данной темы попредмету. Дети учатся адекватно оценивать знания друг друга, стараются доступнодонести тему для одноклассников. Ученик-консультант среди одноклассниковповышает свою самооценку.
Огромное значение групповой работы науроках для решения воспитательных задач. Оказывает большое влияние наустановление межличностных отношений в классе, для повышения коммуникационнойкомпетентности школьников, к более высокому уровню результативности ипродуктивности по предмету.
