X-PDF

Статья Как эффективно подготовиться к итоговой аттестации: советы психолога для выпускников 9 и 11 классов

Поделиться статьей

 

Какэффективно  подготовиться к итоговой аттестации:советы психолога  для выпускников 9 и 11 классов

 

Подготовка к экзаменационным испытаниям  в 9 и 11 классахвключает в себя формирование психологической, педагогической иличностной готовности  у выпускников.

Под психологической готовностью подразумевается  внутренняяэмоциональная настроенность к итоговой аттестации, ориентированность  личностина успешные действия в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений инавыков по предметам.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности,необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Экзамен в школе – самый трудный и тревожный этап длявыпускников, поэтому психологи советуют   использовать разныеприемы при подготовке к итоговой аттестации.

1. Научитесь снижать  уровень личностной тревожности  с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции. Этиумения помогут мобилизоваться  в решающей ситуации. Например, дыхательныеупражнения помогут восстановить дыхание во время экзаменационного стресса:  Техника«444»: на 4 счета делаем вдох; на 4 счета задерживаем дыхание,на 4 счета делаем выдох. Техника «Диафрагмальное дыхание»: делаем глубокийвдох, надувая живот, как шарик. Важно не задействовать мышцы груднойклетки, потому что грудное дыхание  происходит во время стресса. Выдыхаемчерез плотно сжатые губы как можно дольше.  Техника мышечнойрелаксации «Максимальное напряжение»: максимально напрячь все мышцы тела,задержаться в напряжении на несколько секунд и расслабиться.Повторить несколько раз. Другой вариант:  поочередно напрягатьи расслаблять  мышцы тела: левую руку, правую руку, живот, левую ногу,правую ногу и так далее.

2. Используйте собственный  накопленный опыт подготовки исдачи экзаменов. Скажите  себе, что «я  уже много раз решал контрольные работы, часто волновался, боялся провала, но всё завершалосьудачей, я  справлялся с испытаниями».

Все испытывают страх перед ответственными испытаниями, дажесильные и уверенные в себе взрослые. Страх заставляет насмобилизовать все свои ресурсы  и  показать лучший результат, на какоймы способны: очень быстро пробежать кросс,  взлететь на высоту своегороста. Поэтому не стоит  избавляться от страха совсем,он  может быть полезен в стрессовой ситуации.

3. Используйте психологический прием И что тогда?(Л. Петрановская).

         Например,поработайте со страхом  не поступить в выбранный ВУЗ, факультет:Я плохо сдам этот экзамен.  И чтотогда?.  Мне не набрать проходной балл.И что тогда?. Я не поступлю. И что тогда?. Родители расстроятся, все будутжалеть меня,  не получу профессию… . И чтотогда? Теперь  остановитенегативные мысли и подумайте здраво: так лиуж все безнадежно? Какие у вас есть альтернативы?  Есть другие ВУЗыс этой специальностью, где  проходной балл ниже. Поступлю в колледж.Или  попробую поступить еще раз на будущий год и т.д. Помните мудруюистину: Если судьба закрывает перед тобой одну дверь, она всегдаоткрывает другую.

4.  Психологическое упражнение  Звонок другу(Л. Петрановская).

Если   диалог с самим собой не удаётся, представьте себе,что боитесь не вы,а ваш друг. Как бы вы стали его успокаивать иопровергать уничижительные суждения о самом себе? Какие бы стали приводитьаргументы,  говорить слова поддержки? Помогите другу справиться с волнением, азатем вспомните, что ваш друг — это вы сами.

Как тольковы   найдете  изъяны в своём  страхе, он  станет уменьшаться. Так вы напомните себе, что экзамен по алгебре — это только один из многихэкзаменов,   даже если от него зависит получение аттестата.У Пушкина, как известно, по алгебре была двойка. При этом он былгениальным литератором.

5. Подготовьте свое рабочее место для учёбы:  заниматься должнобыть  удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий,  необходимые материалы дляподготовки к экзамену были под рукой: учебники, пособия, тетради. Психологирекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые,поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составьтеплан подготовки к экзаменам, распределяя имеющееся время по вопросам, которыенужно подготовить. Это поможет вам избежать тревожности и организовать себя наповторение изученного материала.

6. Организуйте  режим дня:  увеличьте продолжительность своего снана 1 час, ноне менее 8 часов (ложиться спать и просыпаться важно в однои то же время), полезная еда, исключение кофеиносодержащих напитков(кофе, кола, энергетики), достаточное количество чистой воды, занятия спортом, бывайте по 30 – 40 минут на свежемвоздухе, в перерывах между занятиями устраивайте физкультурные минутки.

7.Сделайте себе установку на запоминание материала, что существенно сократитвремя на запоминание,  используйте утреннее время для подготовки самых сложныхвопросов. Делайте  краткие схематические выписки итаблицы, формулы и определения  выписывайте на листочках и  развешивайте  надписьменным столом, над кроватью и пр.

8.Используйте «активное» повторение материала, т.е. пересказ  по памяти, с опоройна текст. Используйте приемы логического, осмысленного запоминания, составляйтедля этого план ответа.

9.Опирайтесь на ведущий тип памяти (зрительную, слуховую или моторную). Прихорошей зрительной памяти выделяйте  специальными знаками отдельные местазаписей, при слуховой — читайте материал вслух, при моторной – используйтеповторную сокращённую запись материала. Не пытайтесь выучить всё наизусть,лучше запомните смысл  вопроса. Повторятьрекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторенияспустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы междуповторениями.

10. Создавайте  в воображении образ успеха и верьте в него, тогда ваше самочувствие и настроение будут улучшаться.  Лучший момент для этого — переход от сна к бодрствованию,когда вы уже проснулись, но еще не открыли глаза.  Яркопредставьте себе картину: вы уверенно и прекрасно отвечаете,чувствуете себя замечательно, у вас ясная голова, прямая осанка, ровнаяречь, вы  получаете удовольствие от своего ответа и довольнысобой.

Важно прочувствовать  радостную уверенность и успех. Тогда ваши мозги  тело запомнят это состояние, а в реальной ситуации экзаменаего воспроизведут.

11. Обращайтесь к значимым для вас взрослым (родителям,педагогам), если  сдача  экзаменов очень вас тревожит и кажется трудной. Нетнеразрешимых ситуаций. Используйте опыт родителей, учителей по подготовке китоговой аттестации. (Например, если  читать материалы учебника, то что-нибудьобязательно вспомнишь на экзамене и др.) 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

12. Психологическая техника «Рефрейминг»(frame — англ. «рамка») поможет изменить отношение к проблеме, воспринятькартину иначе. «Экзамен — это проблема, это страшно» меняемна «Экзамен — это возможность». «Я не сдам, у меняне получится!» меняем на «Я сделаю все, от меня зависящее,а там — будь что будет».

Литература.

1. Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическаяработа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.

2. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональнойдеятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.:Сфера, 2000.

4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.– М.: Сфера, 2001.

5. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.

6. Венгер А.Л. Психологическое обследование старших школьников. –М.: Владос, 2005.

7. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психологаобразования. – М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер,2006.

9. Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.

10. Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я ивсе-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002.

11. Методическая газета. Школьный психолог.

 

 

12. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога:учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.

13. Богданова М.В. Формирование благоприятногосоциально-психологического климата в классе.http://festival.1september.ru/articles /524401/

14. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭкак инновационная составляющая образовательного процесса // МатериалыВсероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системыобразования в Российской Федерации». – М.: Паганель, 2011.

15. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологическогосопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru/articles/569551/

16. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа сучащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

17. Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ.http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=386:2010-05-28-13-10-37&catid=20:2009-11-10-14-33-40

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет