КЛАССИФИКАЦИЯПОДВИЖНЫХ ИГР
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по сложности,двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий иснарядов, по преимущественному формированию физических качеств. [16, 168]
Классификация подвижных игрпо сложности:
1. Элементарныеподвижные игры.
— Сюжетныеигры имеютготовый сюжет и чётко зафиксированные правила, игровые действия связаны сразвитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игрыпреимущественно коллективные (небольшими группами или всей группой). Народныеигры относятся к сюжетным.
Классификация русскихнародных подвижных игр:
По характеру использования фольклорного подкрепления |
По способу распределения на роль |
С преимущественным проявлением двигательных качеств |
С преимущественным проявлением психических качеств |
· Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) · Народные игры без речевого сопровождения |
· Игры с выбором водя-щего при помо-щи считалок · Игры с деле-нием на группы при помощи скороговорок и жеребьевок |
· Игры на развитие ловкости и точности движений · Игры на развитие быстроты реакции · Игры на развитие меткости, глазомера · Игры на развитие ритмичности и пластики движений · Игры на ориенти-ровку в пространстве и коллективе |
· Игры на разви-тие концентрации и устойчивости внимания · Игры на разви-тие зрительной, слуховой, моторной памяти · Игры на разви-тие творческого воображения · Игры на разви-тие наглядно-об-разного мышления · Игры на разви-тие связной речи |
— Бессюжетныеигры содержатинтересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижениюпонятной им цели. Это:
· игры типаперебежек, ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровыедействия);
· игры сэлементами соревнования (индивидуального и группового);
· несложныеигры-эстафеты (проводятся с разделением на команды: ребенок стремится выполнитьзадание, чтобы улучшить результат команды);
· игры сиспользованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча»), онитребуют определенных условий; правила в них направлены на порядок расстановкипредметов, пользования ими, очередность действий играющих плюс элемент соревнованияс целью достиммин лучших результатов.
· игры-забавыдля маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждают детей к двигательнойактивности.
· игры-аттракционы— в нихдвигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элементсоревнования.
· игровые упражнения, где каждыйребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.
2. Сложныеигры.
Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол,хоккей) требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладенияопределенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольномвозрасте используются элементы спортивных игр. Дети в них играют по упрощеннымправилам.
Классификация подвижных игрпо использованию пособий и снарядов:
· игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки,шнуры);
· игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка,гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки).
Классификацияподвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:
· игры на формирование ловкости; игры на формирование быстроты;
· игры на формирование выносливости; игры на формирование силы.
Классификацияподвижных игр по двигательному содержанию:
· игры с ходьбой;
· игры с бегом;
· игры с лазанием;
· игры с прыжками;
· игры с метанием.
Классификацияподвижных игр по степени физической нагрузки:
Игры большой подвижности |
Игры средней подвижности |
Игры малой подвижности |
Одновременно участвует вся группа детей; пост-роены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки |
Активно участвует вся ммин-па, но характер двиммин играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами |
Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание) |
Распределениеподвижных игр по величине психофизической нагрузки
I группа. Игры с незначительной психофизической нагрузкой |
II группа. Игры с умеренной психофизической нагрузкой |
III группа. Игры с тонизирующей психофизической нагрузкой |
IV группа. Игры с тренирующей психо-физической нагрузкой |
Используются при болезни ребенка через две — три недели после уменьшения активности заболевания. И.п. ребенка — сидя на стуле, разрешается непродолжительная ходьба по комнате (два раза по 20 с). Игра может повторяться до четырех раз. Продолжительность — 5—10 мин |
Используются через три— четыре недели после уменьше-ния активности заболевания. И.п. ребенка в игре: сидя, стоя, в ходьбе. Игры призммин разви-вать моральные качества и мо-торные навыки: быстроту реак-ции, четкость выполнения движений, их координацию, особенно в мел-ких и средних мышечных группах (паль-цах, кистях рук) |
Используются спустя длитель-ное время после выздоровления (при отсутствии обострения забо-левания), для детей, находя-щихся на общем режиме. И.п. во время игр: стоя, ходьба, бег — в короткие интер-валы времени. Продолжитель-ность 20-30 мин. Игры можно повторять от двух до пяти раз. Используются элементы сорев-нования, требу-ются ловкость, точность и быст-рота реакции, ко-ординация слож-ных движений |
Предлагаются детям в состоямм стойкой ремиссии заболевания, практически здоровым. Игры предусматривают большую ампли-туду движений с включением бега, прыжков, элемен-тов соревнования. В них доби-ваются быстроты реакции, скорости, а в неко-торых случаях выносливости. Нагрузка на орга-низм ребенка в этих играх повы-шается и благода-ря сопутствую-щей им эмоцио-нальности |
Величина нагрузки на организм ребенка зависит: от точностивыполнения условий игры; от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым,ведущим игру; от роли ребенка в групповых играх; от характера самого ребенка,степени его возбудимости.
Существуют различные варианты подвижных игр. Вариативность позволяетиспользовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижныеигры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодовостается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (длябега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег междупредметами, по мостику в игру «Поезд» и др.)
К составлению новых вариантов можно привлекать самих детей, особенно встарших группах.