Мозговойштурм
Данныйприём позволяет активизировать учащихся, помочь разрешить проблему, формируетнестандартное мышление. Такая методика не ставит в рамки правильных инеправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найтивыход из затруднительной ситуации.
-Какие виды русских народных сказок вы знаете? (Бытовые, волшебные, оживотных.)
-Назовите характерные черты каждого вида сказок.
Деревопредсказаний
Приёмпомогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развиватьфантазию и умение мыслить перспективно. Приём был разработан американскимучёным Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. После того какопределена тема урока, следует задание.
-Напишите на листьях дерева, что вы ожидает от сегодняшнего урока.
Вконце урока, на этапе рефлексия, анализируются высказанные предположения и надереве остаются только те, которые подтвердились.
Логическаяцепочка
Приёмпомогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерностькаких – либо событий, явлений. Приём работает на развитие критическогомышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Суть приёма состоит впостроении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат влогическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки можетпроводиться совместно с учителем, в группах, парах, самостоятельно на урокахили задания на дом.
Например,при изучении биографии А. Пушкина.
Москва– книжка – бабушка и няня – 7 сказок.
КубикБлума
Приёмтехнологии критического мышления. Понадобится обычный бумажный куб, на граняхкоторого написано:
Назови
Почему
Сравни
Предложи
Придумай
Поделись
Учительбросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Наначальном этапе введения данного приёма вопросы формулирует учитель, вдальнейшем учащиеся составляют сами.
Например,при изучении произведения А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Назовиглавных героев сказки.
Почемустарик отпустил рыбку?
Сравнистаруху и рыбку.
Предложи,как поступить старухи после того, как она опять осталась у разбитого корыта.
Придумайимена старухе и старику.
Поделись,какие чувства у тебя вызывает старик?
Игра«Верно – неверно»
Приёмработает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколькоточно усвоена информация.
Например,по произведениям А. Пушкина.
Семьбогатырей каждый день рыбачили.
Царевнасъела персик.
Наострове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб.
Синквейн
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснениюуровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальнуюработу, но и работу в парах и группах.
Правиласоставления синквейна на примере произведения Н. Сладкова «Еловая каша».
маленькие
голые
3
Трислова – глаголы.
Возможностиобъекта (действия)
вывелись
пищат
спят
4
Четыреслова – отдельные слова, словосочетания, предложение.
Вашеличное отношение к объекту.
Можнои зимой родиться.
5
Однослово — синоним
Вывод,заключение
крепыши
Кластер
Графическаяорганизация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводукакой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от негорисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, откоторых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Примеркластера по произведению К. Паустовского «Заячьи лапы».
Карусель
Чащеиспользую на уроках развития речи. Класс делится на несколько групп. Каждаявыбирает себе тот пейзаж, который больше всего понравился, и под ним на листеза 1 минуту описывает, какой именно лес здесь изображён, подбирая образныеслова и выражения. Затем группы меняются местами, дополняя пейзаж своимисловами. Группы возвращаются на исходные места и защищают свои наработки.
Поисксоответствий
Приём,в котором учащиеся определяют соответствие слова или выражения описанию.
-Выберите имена прилагательные, характеризующие черты характера главных героев.(Каждая группа получает своего героя.)
-Опишите героя, используя эти имена прилагательные.
Прием«Пятерочка»
Местопроживания героя
Внешнийвид
Особенностихарактера
Рольгерояв произведении
Прямоеуказание на героя.
КубикБлума
Назови
Почему
Сравни
Предложи
Придумай
Поделись