X-PDF

Статья Лингвострановедческий потенциал топонимов в формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка

Поделиться статьей

«Лингвострановедческий потенциал топонимов в формировании социокультурной компетенции  обучающихся науроках английского языка».

В современном мире, когда всемруководит глобализация, знание иностранных языков – это не просто полезныйнавык, а жизненная необходимость. Так изучение английского языка, являетсяособенно актуальным, в связи с тем, что язык является посредником для взаимногообщения людей разных национальностей, помогающий передавать знания инакопленный опыт.

Необходимость знания иностранногоязыка сложно переоценить. Большинство современных средств коммуникации и сферобщения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих иностраннымязыком. Начиная с ХХ века возросла роль знания английского языка как одного изпоказателей образованности и успешности человека, что не могло не повлечь засобой глубокое и интенсивное изучение этого иностранного языка и переосмыслениеметодов его преподавания в различных учебных заведениях. Этот принцип также былвзят за основу федеральным государственным образовательным стандартом,предусматривающим изучение иностранного языка школьниками и студентами во всехобразовательных учреждениях.

Основываясь на опыте методистов,можно с уверенностью сказать, что знакомство с культурой страны изучаемого языка- один из главных принципов обучения иностранным языкам. Изучение не толькоязыковых, но и культурных особенностей языка способствует полноценнойкоммуникации, делает процесс обучения более привлекательным, а такжеспособствует более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры.Именно поэтому существует неразрывная связь между формированием коммуникативнойкомпетенции обучающихся с социокультурными навыками.

Без знаний социокультурного фонанельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.Только культура в различных её проявлениях содействует формированию личностичеловека, овладению иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем ивоспитательном аспектах.

Первостепенное значение при обучениианглийскому языку как системному аспекту иноязычной коммуникативной компетенцииявляется социокультурная компетенция. Особое место в формированиисоциокультурной компетенции школьников занимает изучение топонимов на урокаханглийского языка. Это прежде всего объясняется тем, что представить жизньсовременного общества без географических названий невозможно, топонимыповсеместны и сопровождают наше мышление с раннего детства. Ежедневное чтениегазет, классической литературы, изучение истории культуры и развитие наукиприводят к расширению запаса географических названий в языке.

Проблемам топонимики посвященыогромное количество множество трудов известных российских и зарубежныхисследователей, лингвистов, географов, историков, таких как О.С. Ахмановой,В.Д. Беленькой, И.А. Данчиновой, O.K. Денисовой, О.А. Леоновича, Г.Д. Томахина,Г. Брэдли, Т. Кодрингтона, А. Мауэра, А. Смита, А. Экуола.

Главной задачей по изучению топонимовв школе является развитие языковой личности и формирование социокультурной компетенции.Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся проблемамисоциокультурного образования (И. Л. Бим, Г. В. Воробьев, Н. Д. Гальскова,Г. В. Елизарова, В. Г. Костомаров, Н. Г. Муравьева, В. В. Сафонова, В. П.Сысоев, А. Чейц, А. Н. Щукин, Д. Нунан, М. Свон), уделяют особоевнимание компонентному составу социокультурной компетенции.

Для успешной коммуникации всовременном поликультурном мире необходимо развивать у обучающихсясоциокультурную компетенцию. Это связано с тем, что культура и язык неразрывносвязаны и, следовательно, могут существовать лишь в диалоге: овладениеиностранным языком невозможно без знаний особенностей культуры страныизучаемого язык, особенностей, обычаев и традиций. Социокультурная компетенцияспособствует более полному и точному пониманию носителей изучаемого языка, егокультуры и делает процесс обучения интереснее. Невозможно сформироватькоммуникативную компетенцию без знания социокультурного фона.

В структуре социокультурнойкомпетенции ученые выделяют четыре основных компонента: лингвострановедческий,культурологический, социолингвистический, социально-психологический.

Изучениетопонимов в школе обусловливает формирование элементарнойлингвокультурологической компетенции.

Топонимия связана прежде всего со страноведческимуровнем постижения фактов иной культуры.

Всравнении с иными аспектами английского языка, изучение географических объектовВеликобритании может вызывать затруднение у учащихся. Следовательно, нужноиспользовать различные методы и приёмы, которые помогутзапомнить большоеколичество новых географических наименований. Следует отметить, что методы иприёмы обучения для разных возрастов учащихся существенно отличаются.Рассмотрим специфику обучения английскому языку и в частности, обучениютопонимам Великобритании для разных возрастов.

 

Варианты упражнений для 2класса

Соотнесение названиястраны с изображением флага страны на картинке. При этом, может использоватьсякак индивидуальный, так и парный режим работы

Ø Персонажиучебника Ларри и Лулу решили отправиться в путешествие в Великобританию, дляэтого им нужно найти страну на карте и прикрепить флаг. Учащиеся должны помочьгероям добраться до места.

Варианты упражнений для 4 класса:

Ø Врамках темы «Mycountry» (Моя страна) реализуетсяигра «Agreeordisagree?».Отреагируйте на утверждения учителя в зависимости от того, правильные они илиложные. Например,

Moscow is thecapital of  Russia.

Ученики:We agree with you.

Учитель:London is the capital of the USA

Ученики:We disagree with you.

Ø Вариациейигры «Agreeordisagree»может быть игра с мячом. Ученикам необходимо образовать круг. Установка учителя:Now,listentomecarefully.Ifmy statement is correct, repeatitafterme. Ifitisincorrect, disagreewithme andcorrect my mistake.Мяч приэтомбросаетсяученикампоочереди.Вслучае ложности утверждения, несогласие требуется дополнить корректировкойошибки.

Примерыутвержденийиреакций:

– TheUSAisbiggerthanRussia. – I disagree with you. The USA is smaller than Russia;

–The Tower ofLondon is near Westminster Abbey.– I disagree with you. The Tower of London isfar from Westminster Abbey;

– Big Ben is farfrom the Houses of Parliament. – I disagree with you. Big Ben is not far fromthe Houses of Parliament;

– Oxford Street isin the heart of London. – I agree with you. Oxford Street is in the heart ofLondon;

–The UnitedKingdom includes England,Scotland,Wales and South Ireland. – I disagree withyou. The United Kingdom includes England, Scotland, Wales and Northern Ireland;

– ChileisinSouthAmerica. – Iagreewithyou. Chile is in South America.

       Touristscoming to Chile can visit the Atacama Desert, Patagonia and the Andes. – Iagree with you tourists coming to Chile can visit the Atacama Desert, Patagoniaand the Andes.

Ø  для детей с ОВЗ предлагается провестиработу с карточками. Составить название страны или города из букв.

Ø  Предлагается просмотр персонажей сказок имультфильмов, Вини — Пух и Микки Маус. Обучающиеся должны определить, героямикакой страны являются персонажи.

Ø  Обучающимся предлагается небольшой текст сописанием страны, где они должны определить о какой стране идёт речь.

Touristattractions

Every year, million of tourists cometo London to see and listen to Big Ben. But, what exactly is Big Ben?

Most people think that Big Ben is inthe tall clock tower that stands above the Houses of Parliament.

Варианты упражгнений для 5 класса:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

Врамках темы «Путешествие по России» предлагается использовать упражнение подназванием «Рекламное объявление». Установкаучителя:Now, children, imagine that you are travel agents and you are to make anadvertisement to promote Russian sights for foreign tourists. Обязательноактивное использование наглядного материала: картинок, фотографий, видео,аудиозаписей.

Примерное объявление ученика:

ExploreOrenburg oblast!

Top attractions in Orenburg:Pedestrian bridge between Europe and Asia, Sovetskaya street, Memorialcomplex-museum “Salyut – Pobeda!”, National village cultural complex, OrenburgRegional Museum of Fine Arts, Museum of Local Lore.

Orenburg oblast is the land of endless steppes. Here you canfeel the real winter and legendary Russian frost but travelers will not freezebecause the Orenburg downy shawl will warm them.

Buzulukforestisthemostsouthern natural massif in the worldwhere the air is filled with the smell of pineresin.TheGreenringoftheBuzulukforestattractsmanytourists.

Orenburg reserve «Orenburg Tarpania» is a place where you cansee Przewalski’s horses and other types of rare animals.

The enigmatic Russian steppe region is waiting for you! Justgrab a camera, sunglasses and a cap.

Вариантыупражнений  для 7 класса

Ø ВрамкахтемыLandmarksoftheBritishIslesобучающимсяпредлагаетсяработавгруппах.Установка:in groups ask and answer the questions based on the text.

        A:Where is Malahide Castle?

        B:It is in the north-east of Dublin City.

        A:Where is Edinburgh Castle?

        B:It is in Scotland.

        A:Where is Conwy Castle?

        B:It is in Gwynedd, Wales.

Работастекстом:«Read the text Scotland’s natural world and correct the statements below.

1. St Kilda is ideal for surfing.

2. Loch Lomond is famous for itsseabirds.

3.Don’t miss the safari at InshMarshes.

Вариантыупражнений для 8 класса

Ø Развитие навыковписьменной речи при обучении топонимической информации.Обучающимсяпредлагаетсянаписатьписьмоличногохарактера. Youknow, wearegoingtoSpainforoursummerholiday.I’m afraid of flying and I’m afraid of telling my parents about it. What isyour experience of air travel? Do you have air travel anxiety? What do youthink I should do about mine? I need your advice.

Write a letter to Karen. In your letter answer her questions.Write 100-120 words. Remember the rules of letter writing.

ØРабота с контурной картойВеликобритании с отметкой всех изученных географическихобъектов.

Ø В рамках темы «TraditionalcostumesintheBritishIsles» обучающимся предлагается  работа с текстом. Установка: read the text and answer the questions. Write I for (Ireland), Sfor (Scotland), W for (Wales) and E (England).

1.Has got a special ancient patterns on it?

2.Has a different design for each family?

3.Ismadeofwool?

Вариантыупражнений для 9 класса:

Развитие навыков устнойречи при обучении топонимической информации. Обучающимся предлагается несколькогеографических мест на выбор, далее они должны ответить, какое из этих мест онихотели бы посетить и почему.

 

 Англоязычныетопонимы являются, прежде всего, объектом изучения языкознания, они обладаютбогатейшим лингвокультурологическим и стилистическим потенциалом,способствующим общему развитию личности учащегося, его грамотности и культуры.Изучение топонимических названий на уроках английского языка в среднейобщеобразовательной школе мотивирует учащихся, имеет большую практическуюзначимость и способствует общекультурному развитию и совершенствованию личныхкачеств учащегося.

Согласно государственному образовательному стандарту, дляформирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в школе,обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

– знание географических объектов;

– знание основных сведений из истории страны изучаемогоязыка, в том числе из истории развития литературы, культуры, цивилизации, наукии техники;

– знание современных аспектов жизни сверстников за рубежом(работа, туризм и т.д.)

Социокультурная компетенция предполагает готовность и умениежить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.

Совершенствование социокультурной компетенции неразрывносвязано с главными целями образования: практической, воспитательной иразвивающей.  Несомненно, топонимы представляют огромный интерес длялингвистики. Несмотря на успехи в изучении топонимов и их роли какстилистических средств всё еще остается целый ряд проблем, затрудняющих ихобъяснение. До настоящего времени существуют спорные моменты, связанные сопределением источников происхождения топонимов и требующие к себе особоговнимания не только со стороны лингвистов, но и историков и географов.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет