X-PDF

Статья Литературно действенный анализ сказки Андерсена Новое платье короля, подготовка к художественному чтению

Поделиться статьей

Юраш АнастасияЯновна

студентка 2 курса

специальностьНародное художественное творчество 

по видуТеатральное творчество 

ГБПОУ «Донецкийколледж культуры и искусств»

Научныйруководитель: Бугаева З.Н. 

преподавательрежиссерских дисциплин

ГБПОУ «Донецкийколледж культуры и искусств»

 

         В статьерассматривается проблема подготовки исполнителя к художественного чтениялитературного произведения, способы достижения исполнительского мастерства,духовного роста и становления творческой личности исполнителя.

 

Ключевые слова: чтец,сверхзадача, подтекст, словесное действие

 

Литературно-действенныйанализ и осмысление сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» —  путь подготовкиисполнителя к художественному чтению.

         Объектом исследования в данной работе является сказка великого датскогосказочника Х. К. Андерсена «Новое платье короля».Выбор произведения был осуществлен в рамках учебной программы поразделу «Работачтеца над сюжетной прозой» по учебной дисциплине «Сценическая речь».

         СказкиГанса Христиана Андерсена мы все знаем и любим с детства. Желание ближе познакомитьсяс творчеством и философской прозой Андерсена обусловило интерес к егопроизведениям, в частности к сказке «Новоеплатье короля» с целью дальнейшего сценического воплощения чтецкогономера на эстраде.

         Несмотря на то, что произведение впервые былоаопубликована 7 апреля 1837 года,оно и сегодня остается актуальным. Сюжет заимствован из новеллы Хуана Мануэля, опубликованной в 1335году в первой частикниги «Граф Луканор». Этот факт запечатлён в дневникеАндерсена, в котором он упоминает сборник новелл Карла фон Бюлова в качестве источника истории. Это история о мошенничестве во власти, оглупости и порочном лицемерии чиновников. В сказке рассказывается, как двамошенника подрядились сшить королю новое платье за очень большие деньги.Мошенники придумали якобы волшебное свойство ткани быть невидимой для глупцовили тех, кто сидит не на своём месте. Король и все его приближенные боялисьпоказаться глупцами, поэтому усердно делали вид, что видят ткань с красивымиузорами. Оказалось, что новое платье короля — это костюм Адама и даже безфигового листка. Но придворные и народ не верили своим глазам и притворялись.Но глупость все же была опозорена, нашелся мальчик, который сказал королюправду.

         Напримере работы над данным произведением рассмотрим проблемы словесного действияв художественном чтении. Словесное действие является для артиста важнейшимэлементом творчества и духовного самовыражения. Воспитание образного мышления впроцессе занятий ведет нас к достижению мастерства при создании яркихсценических образов. 

         Вотличие от актера, исполняющего роль в предлагаемых обстоятельствах спектакля,чтец выступает в образе рассказчика о событиях, которые были где-то, когда-то,а возможно и не были, но могли бы случиться. Рассказчик разрушает «четвертуюстену» и обращается непосредственно к зрителю. В этом главное различие актера ичтеца, работающих в разных жанрах сценического искусства – театра и эстрады.

Взависимости от произведения чтец может вести повествование как от первого лица,выступая в роли участника событий, так и от третьего лица – наблюдающего засобытиями со стороны. Рассказ от первого лица по сути является монологом, гдегерой рассказывает о событии, изменившем его судьбу, отношение к жизни и клюдям. Такой рассказ требует от исполнителя глубокого проникновения в тему, вобраз, четкого соблюдения стилистики языка и характерности речи. В рассказе оттретьего лица рассказчик, который остается нейтральным наблюдателем,комментирующим события, как бы уходит на второй план, больше внимания уделяетсядействующим персонажам.

         Привыборе репертуара очень важно для чтеца найти «своё» произведение, котороевзволнует его до глубины души не только сюжетом, но также проблемой, идеей,оригинальностью авторского языка. Выбирая прозаический материал длясценического исполнения необходимо учесть следующие аспекты:

-Особенности личности исполнителя (внешность, голос, темперамент и т.д.)

-Актуальность проблемы

-Литературно-художественные качества и стилистику авторского языка

-Идейно-нравственную и воспитательную ценность содержания

-Время исполнения (не более 6 мин.)

         Сказка«Новое платье короля» Г. К. Андерсена (переводА. Ганзен) привлекласвоим названием, яркими образами, забавным сюжетом, необычными предлагаемымиобстоятельствами – действие в ней происходит в средневековом королевстве и,конечно, юмористической ситуацией.

         Таккак текст большой, а сценическое исполнение номера не должно превышать 4-6минут, приходится его сокращать. Важно при этом не нарушить авторский замысел,не потерять образный колорит и «изюминку» произведения.

Литературныйанализ текста начнем с изучения его содержания и обоснования выбора.Представляем себе будущего зрителя, будет ли ему интересно, насколько актуальнапроблема для зрителя, какое гражданское, нравственное, эстетическое,воспитательное значение имеет данное произведение. Это очень важно, так каквыходя на сцену перед публикой чтец берет на себя особую ответственность закаждое произнесенное им слово, обязательство – донести до слушателя идею изамысел автора. Снова и снова вчитываясь в содержание сказки, фантазируем, что пожелалбы сказать Андерсен современному зрителю из глубины веков. 

         Содержаниерассказа — это суть события, выраженная автором в определенной литературнойформе. Содержание раскрывается в лексике и стилистике авторского языка. Основу содержаниясоставляют сюжет и фабула рассказа. Сюжет (в буквальном переводе сфранцузского, означает предмет) – значит, это предмет изложения, то есть, рядсвязанных между собой событий, последовательно раскрывающих развитиевзаимоотношений между персонажами.

Фабула– это последовательный ряд событий рассказа (то же, что цепь событий,событийный ряд). Когда писатель пишет произведение он составляет сначала план –фабулу, затем придумывает сюжет, потом сочиняет содержание.

         Чтецимеет дело с готовым произведением, поэтому сначала ему приходится изучать(познавать) содержание, выделять сюжет и определять фабулу – событийный рядпроизведения. Это важно, так как именно события влияют на настроение,определяют ход и развитие мысли рассказчика, побуждают его к действию.

         Жанр(от франц. genre — род, вид), многоплановое понятие. В литературе жанр определяетсякак, исторически сложившийся тип художественного произведения. В сценическомтворчестве – жанр отражается в форме исполнения, так как выражает настроениеавтора, эмоциональное отношение исполнителя к проблеме. Мы ведь четкопредставляем особенности интонации в трагедии (страшно), в комедии (смешно), вдраме (грустно, больно) или различаем особенности исполнения гражданской ифилософской лирики, в сатирической поэзии, не правда ли?

         Каждыйжанр имеет свои стилистические черты — особенности, характерные признакиисполнения. Автор литературного произведения отражается в его языке, в лексике,риторических приемах и синтаксических конструкциях. Стиль – форма исполнения.Задача исполнителя передать авторский стиль в манере произношения, в поведении,пластике, костюме и т.д.

         Рассмотримкруг проблем, которые вскрывает сказка «Новоеплатье короля» Г.Х. Андерсена с точки зрения современного человека иопределим тему будущего повествования.

— проблемабогатства и неразумной траты денег

— проблема«вещизма» и потребительства — «Король в гардеробной»

— проблемамошенничества и обмана

— проблемавласти, живущей в мире иллюзий

— проблемалжи и лицемерия преступных чиновников

— проблемачестолюбия и глупости — каждый видит глупцом соседа

— проблемабездумной веры слухам и непроверенной информации

-проблема отстраненности, пассивности, не желания думать

-проблемапритворства и лжи в обществе, желания «быть как все»и т.д.

Такимобразом, выясняется, что сказка Андерсена, спустя два века, продолжаетоставаться актуальной.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

         Оттого, какую проблему исполнитель назовёт главной, зависит композиция иинтонация рассказа. Чтобы окончательно разобраться с темой, определим событийныйряд сказки.

-1 событие: «Король в гардеробной» он отстранился от власти

-2 событие: Мошенники предлагают королю сделку

-3 событие: Обман министра

-4 событие: Обман приближенного

-5 событие: Свита шьет новый наряд королю

-6 событие: Короля обряжают в виртуальный наряд

-7 событие: Шествие перед народом 

-8 событие: Прозрение народа

         Возникаетассоциация мошенников из сказки Андерсена с деятельностью современных СМИ, заполоняющихсегодня информационное пространство, но ничего не производящих материального.

         Очевидно,главной проблемой является отношение общества к лживой власти, допускающейобман и мошенничество, которые приводят эту власть к позору, а общество к деградации.

         Идея:обман и ложь очевидны народу, рано или поздно, как бы обманщик не притворялся, обманбудет разоблачен.

         Тема,идея и сверхзадача – главная цель чтеца составляют основу исполнительскогозамысла. Сверхзадача наряду с действием является основополагающимпринципом сценического искусства. Само понятие и учение о сверхзадаче былоразработано великим К. С. Станиславским в его «системе» подготовки актера.  Длячтеца сверхзадача является путеводной звездой в процессе исполнения, она должнабыть открыта и точно названа. Важно, чтобы сверхзадача находила отклик в душечтеца, иначе ему не избежать притворства и неестественного поведения.

         Всверхзадаче не должно быть места пессимизму и разочарованию, чтец долженвнушать зрителю оптимизм и надежды на будущее. Рассуждаем о сверхзадаче спозиции человека и гражданина, осознающего ответственность за слово,произнесенное со сцены.  Эмоциональное осмысление проблемы и увлеченность сверхзадачей приводитисполнителя к убежденности в правильности своей позиции, создает предпосылки для органичного поведения, аубежденность, как известно, делает нас убедительными. И тогда художественное слово, словесное действие чтеца становитсяживым и достоверным актом искусства.

         В сказке «Новое платье короля» автор вскрываетнравственные, этические, психологические проблемы общества, которые так илииначе касаются каждого человека. Определяя сверхзадачу, задаем себе следующие вопросы:ради чего я выхожу на сцену? Для чего рассказываю зрителю эту сказку? Противчего я выступаю?

         И отвечаем себе: я выступаю против лжи, противобмана. Я протестую против притворства, соглашательства, рабского подчинения, стремления«быть как все». Мой протест будет выражен устами мальчика, который, вопрекиобществу, один не побоялся озвучить правду.

         Определяем сверхзадачу так: человек должен быть честнымпо отношению к себе и к людям, верить своим глазам и сердцу, быть правдивым и называтьвещи своими именами, смело выступать против лжи. Общество не должно себяобманывать, должно воспринимать жизнь в ее реальности, придерживаться нормморали и нравственности.

         Сверхзадачабудит творческую фантазию исполнителя. В рассказе каждая фраза, абзац, каждыйэлемент композиции должны подчиняться сверхзадаче, а сюжет — пронизываться«стремительным, интенсивным» сквозным действием, которое мы определяем, как «главное хотение» рассказчика.

Сквозное действие – главная задача исполнителя, в нем заложенинтонационный ключ (ключевая интонация) всего произведения.  Определяемсквозное действие — разоблачить притворство и высмеять глупого, бесчестного короля вместе с его лживой свитой.

         Четкообозначенные исполнительские задачи, найдены приспособления: ирония, насмешка,негодование, сомнение, растерянность, разоблачение и т. д., способствуютубедительности рассказа и рассказчика.

         Продолжая анализ текста, уточняемпредлагаемые обстоятельства, взаимоотношения героев, выявляем конфликт икомпозицию. Конфликт- противостояниепротивоборствующих сил. На поверхности – общество во главе с королем имошенники, сумевшие его обмануть. Но гораздо важнее и интереснее дляисполнителя раскрыть, так называемый, скрытый конфликт — это истина противостоящаяобману; честность против лжи и притворства; совесть против порока ипреступления.

         Драматизм,а также юмор ситуации проявляется во внутреннем конфликте персонажей – в ихсомнениях. Приближенные боятся показаться глупыми, боятся потерять свои должности,«каждый думает, что кто-то глупее его».

         Словесное действие выстраивается в последовательнуюкомпозицию. Композиция позволяет нам выстроить события в ихлогическом развитии. Конфликт зарождается в завязке, достигает своего пика вкульминации и разрешается в развязке произведения.

         Вэкспозиции исполнитель вводит зрителя в мир предлагаемых обстоятельствсредневекового королевства, которым правит глупый, бестолковый король.

         Ивот завязка конфликта: в городе появляются некие личности, которые используют вцелях наживы слабости и недостатки короля. Король по глупости заключает с нимисделку.

         Подданныеи свита короля под воздействием мошенников обманывают своего правителя. Конфликтразвивается. У каждого подданного короля есть своя выгода утверждатьсуществование того, чего на самом деле не существует. Вся свита короляподыгрывает аферистам. Кто-то предложил сшить королю новый наряд из ткани,которой нет. Развитие действия доходит до абсурда. Король раздевается.

         Вкульминации неразумный король шествует переднародом в костюме Адама. Чего в этом больше смешного или пошлого и печального? Обалдевшийнарод боится высказать свое мнение, нарушить стереотипы, «быть не как все». Всепритворяются.

         Обществопытается обмануть само себя. Общество катится в пропасть. И только мальчик искренневозмущен этим, он противостоит общественному самоубийству, провозглашая истину:«Да ведь король голый».

         Мальчиксовершает героический поступок, подвиг, тем самым спасает общество от нравственногопадения.

         Вкульминации и развязке, как правило, проявляется идея и сверхзадачаисполнителя. Ложь была разоблачена.

         Историянаша заканчивается и смешно, и грустно, ведь король, не смотря на егоразоблачение и позор, продолжает притворяться и вместе со своей свитой шествуетдальше под балдахином власти, как олицетворение порока, как символ пошлости и глупости.

         Впроцессе осмысления деталей, уточняется отношение чтеца к событиям, памятьвызывает жизненные ассоциации, в воображении возникают яркие видения – картиныпроисходящего. Неожиданно рассуждения уводят нас в область современного шоубизнеса, где безобразное вдруг стали обзывать красивым, пороки объявлять культурой,пошлость причислять к искусству.

         Исказка Андерсена, написанная почти два века тому назад, сразу сталазлободневной, современной, зазвучала по-новому. Каждая подробностьчто-то добавляет к рассказу, помогает вскрыть подтекст, найти правильнуюинтонацию. 

         В процессе исполнения произведения происходитвзаимодействие чтеца со зрителями, чтец воздействует на зрителя своим настроением, своим видением, мыслью, словом, интонацией,передавая ему свои мысли, чувства, свое открытие и трактовку литературногопроизведения, как видим, этому предшествует тщательная подготовка, анализ иосмысление литературного материала.

 

Использованыисточники:

 

1.    БугаеваЗ.Н.  Занимательные игры и творческие задания для развития устной речи и дикции– Д., БАО 2009

2.    Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера / М. О. Кнебель — М.:ВТО, 1970.

3.    Козлянинова, И.П. Промптова, И.Ю. Сценическая речь 3-е изд. М.:ГИТИС,

2002.

4.    Станиславский, К.С. Собр. соч.: В 8 томах / К. С.Станиславский, Т. 2; Т. 3 —

М.:Искусство, 1954-1961.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет