X-PDF

Статья Место предмета ОБЖ в современном образовании

Поделиться статьей

МЕСТО ПРЕДМЕТА ОБЖ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

В настоящее время достаточно большоевнимание уделяется проблеме безопасного поведения в производственнойдеятельности, в бытовых и жизненных ситуациях. Чаще всего безопасностьсвязывают с психофизиологическими характеристиками и устойчивыми личностнымикачествами, однако при этом недостаточно учитываются вопросы формированиябезопасного стиля жизни.

Конечно, человек постоянно формируетнавыки безопасного поведения, но можно выделит периоды, когда процесс становленияи формирования личности безопасного типа поведения проходит особенноинтенсивно. Таким периодом является подростковый возраст. Именно в этомвозрасте формируются такие качества, как самостоятельность, активность,ответственность за свои действия.

Формирование современного уровнякультуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения являетсяобщешкольной задачей, которая решается при изучении всех школьных предметов, ноглавная роль принадлежит школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»(ОБЖ).

«Основы безопасностижизнедеятельности» — междисциплинарная область научных знаний, охватывающаяпроблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов средыобитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс ОБЖвпервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений в1991 году с целью формирования в сознании детей и подростков обостренногочувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания иоценки опасностей, а также научить правильно вести себя в экстремальных ичрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе.

В современных условиях изучению курсаОБЖ в образовательных организациях уделяется особое внимание, так как именноэтот предмет способен заложить основы безопасности жизнедеятельности уобучающихся, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личнойи общественной безопасности, привить навыки здорового и безопасного образажизни, помочь приобрести знания по сохранению жизни в неблагоприятных ичрезвычайных ситуациях.

Несомненная роль предмета ОБЖзаключается в обучении школьников основным действиям в опасных и чрезвычайныхситуациях природного, социального и техногенного характера, приемам оказанияпервой доврачебной помощи пострадавшим при химическом отравлении, при пожаре идорожно-транспортном происшествии.

Именно уроки ОБЖ способствуютповышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внешних и внутренних угроз, формированию антитеррористическогоповедения, обеспечению профилактики асоциального поведения, а также воспитаниюотрицательного отношения к психоактивным веществам.

Не менее важным, на мойвзгляд, являются вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четкознать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволитшкольнику чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть болеенезависимым при решении различных жизненных ситуаций. Человеческаяжизнь и здоровье являются самой дорогой ценностью, и проблема их сохранениявсегда была и остается актуальной задачей, в решении которой значительное местоимеет подготовка людей по вопросам обеспечения безопасности в повседневнойжизни. А подготовка эта возможна лишь при изучении курса ОБЖ.

Среди обучающихся наблюдаетсязаметный рост культуры безопасности как следствие целеустремленнойпросветительско-пропагандистской работы преподавателя-организатора ОБЖ иобучения школьников в рамках самого предмета ОБЖ. Наблюдения показывают, чтошкольники становятся осторожнее, осмотрительнее в своих поступках, действуютболее разумно в различных ситуациях, которые могут привести к опаснымпоследствиям. Возможно, перемены происходят не так быстро, как хотелось бы, новажно то, что они уже происходят. И главное, что хотелось бы выделить – этоформирование у обучающихся ценностно-ориентационных умений:

-предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам ихпроявления;

-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретнойопасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальныхвозможностей;

-знать основные направления и методы по защите отопасностей природного, техногенного и социального характера;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

оценивать вероятностьвозникновения потенциальной опасности для учащегося и принимать меры по еепредупреждению в условиях образовательной
организации;

самостоятельноорганизовывать учебную деятельности, оценивать свое поведение, черты своегохарактера, своего физического и эмоционального состояния;

— соблюдать нормы поведения в окружающей среде, правилаздорового образа жизни;

— отстаивать свою гражданскую позицию, формировать своимировоззренческие взгляды.

Кроме всего прочего предмет ОБЖявляется неотъемлемой частью подготовки обучающихся к осознанному иответственному выбору жизненного и профессионального пути. Благодаряцеленаправленному обучению, школьники учатся самостоятельно ставить цели иопределять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опытдеятельности в реальной жизни, в том числе за рамками учебного процесса.

Как показывает опыт, уроки ОБЖ,соревнования «Школа безопасности», военно-спортивная игра «Зарница»,Всероссийская олимпиада школьников по ОБЖ делают свое дело – обогащают детейзнаниями о том, как следует себя вести, чтобы не попасть в беду или выйти изсложной ситуации, формируют практические навыки помощи пострадавшим вчрезвычайных ситуациях, совершенствуют навыки ориентирования и поведения вусловиях автономного существования и многое другое.

Высокие результаты обучающихся ввоенно-спортивных мероприятиях в рамках учебной дисциплины «Основы безопасностижизнедеятельности» на муниципальном и региональном уровнях подтверждают действенностьпредмета ОБЖ как средство повышения уровня культуры безопасности и защищенностишкольников в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций. Поэтомуприоритетное место в современном образовании школьного курса «Основыбезопасности жизнедеятельности» очевидно.

 

Литература

 

1.    Гриценко В.С. Безопасностьжизнедеятельности: Учебное пособие. / Московский государственный университетэкономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244с.

2.    Информационно-методическое издание дляпреподавателей «Основы безопасности жизнедеятельности», 2016 № 1.

3.    Особенности преподавания учебногопредмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2014/2015 учебном году:методические рекомендации / А.А. Сафин. – Казань: ИРО РТ, 2014. – 24 с.

4.    Примерные программы по учебным предметам.Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение,2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет