X-PDF

Статья Методика изучения роли исторической личности при освоении темы «Отечественная война 1812 года» в основной средней школы

Поделиться статьей

УДК373.5.016:94(470)1812

 

Методика изучения роли историческойличности при освоении темы «Отечественная война 1812 года» в основной среднейшколы

 

Тупицин Евгений Александрович

 

Чувашскийгосударственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

г. Чебоксары,Россия

 

Аннотация.В статье рассмотрены методики изучения ролиисторической личности при освоении темы «Отечественная война 1812 года».Использование научных материалов на уроках истории. Роль исторической личностив истории.

Ключевыеслова: методика, ученик, исторические личности,история, Отечественная война.

Methodologyfor studying the role of a historical personality in mastering the topicThe Patriotic War of 1812 in the main secondary school

ChuvashState Pedagogical University I.Ya.Yakovleva

Annotation. Thearticle discusses the methods of studying the role of a historical personalityin the development of the theme The Patriotic War of 1812. The useof scientific materials in history lessons. The role of a historical person inhistory.

Keywords: methodology,student, historical figures, history, patriotic war.

 

Одной из основных целей исторического образованияучащихся школ, других общеобразовательных учреждений является «приобщениешкольников» к государственным а также всемирным культурным традициям, освоениеими стилем культуры, формирование личности обучающихся на базе знания прошлогоа также умения разбираться в важнейших достижениях международный культуры”.Главная задача исторического образования – “обеспечить средствами предмета,содержащего различные учебные курсы, развитие как гражданина а также патриотаОтечества, ценностно-ориентированной личности, владеющей высоконравственнымикачествами, способной к самореализации в условиях нынешней российской социокультурнойситуации”

Основной компонент содержания историческогообразования– знания. Они содержат в себе сведения, познания области истории,сосредоточивая социальный опыт людей. Знания формируют научную картину развитияобщества, предоставляют понимание об исторической действительности а такжеподразумевают постижение ее человеком [2].

В истории личностями называют людей, имеющих ярковыраженную особенностью, отличающихся от других в каком-либо отношении, приэтом не только лишь в позитивном, но также в негативном смысле. Историческиеучебники наполнены изображениями значительного количества участников историческихпроцессов. Термин «историческая личность» как правило отображает взаимосвязьдеятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, впроцесс которых он прикладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельностьтаких личностей может быть оценена вместе с учетом особенностей того периода,когда он жил, его нравственного выбора, моралей в поступках. Оценка может бытьотрицательной а также многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороныдеятельности той или иной персоны.

Причины изучения исторической личности:

1.      Многие личности,которые принимали участие в исторических событиях, выражали интересы каких-либогрупп людей, сословий, партий.

2.      Достаточноебольшинство личностей не на всю жизнь остаются приверженцами какой-либо однойидеи. Кто-то менял их через внутреннего осознания, других — потому, что ихвынуждали, третьи хотели идти с государственной властью. Ученики должнывысказать свою оценку по поводу этого.

3.     Историческиеличности в новых учебниках меняются до неузнаваемости.

4.     Такжечасто многие школьники выбирают себе кумиров без полного осознания личности иего деятельности в истории.

Освоениеисторических личностей является одной из главных направлений деятельностишкольников, а также одной из главных путей преподавания учителей для учащихся[3].

Точныеисторическое представление об Отечественной войне 1812 г. формируются, преждевсего, путем красочного изложение преподавателем исторического материала. Новсе учителя понимают, насколько трудно обеспечить полные и точные представленияс помощью одним вербальным способом описания исторического явления. Одними изглавных методов, создания живого представления о прошлом, являются:

1)   Личныйяркий рассказ учителя, картинное описание, яркая характеристика;

2)     Приемыпредметной и изобразительной наглядности;

3)     Применениехудожественной литературы.

Такжеучитель может дать задание для полного изучения роли личности в освоении темы«Отечественная война 1812 года». Это могут быть следующие задания:

1)    С помощьюполученных ранее знаниях, составить краткий сравнительный анализ французской ирусской армий, прикрепляя к ответам краткий комментарий;

2)    Впрезентации показываем галерею портретов полководцев, военачальников русскойармии и под каждым изображением краткая характеристика об этой историческойличности.

3)    Рассмотретьсхему битвы «Бородинское сражение». Без помощи учебника, только работая скартой («Читая карту»), попробовать разъяснить выбор полководца Кутузова.

4)    Общеизвестнымифактами подчеркнуть все перечисленные Н.Г. Чернышевским причины победыРоссийской Империи на Отечественной войне 1812 года. Основными причинами этоготоржества должны быть признаны патриотизм россиян, мужество нашего народа иискусство военачальников.

5)    Представить,что мы проходим экскурсию по местам сражений Отечественной войны 1812 года.Попробовать написать наиболее полный маршрут.

6)    Прочитатьпроизведение А.С. Пушкина «Полководец» и прокомментировать описание полководцаМ.Б. Барклая-де-Толли. В чем Вы бы согласились с поэтом, а в чем нет? Почему?

7)    Прочитатьстихотворение «Перед гробницею святой…» А.С. Пушкина. Высказать свое мнение поданной поэтом характеристики М.И. Кутузова и попробовать самостоятельносоставить его характеристику.

Неменее важными историческими личностями Отечественной войны 1812 года являются:

1)     КнязьП.И. Багратион (главнокомандующий, генерал);

2)     ГрафФ.В. Ростопчин (московский генерал-губернатор);

3)     Генерал-лейтенантН.Н. Раевский (герой Отечественной войны);

4)     Генерал-майорП.С. Кайсаров (адъютант Кутузова);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

5)     А.С.Фигнер (известный партизан Отечественной войны) и т.д.

Дляподробного изучения данных исторических личностей для учеников можно разделитьурок на несколько этапов:

1.     Рассказатьоб этих персон самому, можно с помощью интерактивной доски с презентацией либопоказать им видеофрагмент, взятого с электронного ресурса. Ознакомить их сэтапами, периодами и содержанием их деятельности; выяснить их интересы, которыеони выражали.

2.     Датьвозможность ученикам рассказать про личность, которую они запомнили. Почемуименно он? (Чем он его зацепил?).

3.     Чтобыучащийся лучше запомнил личность, можно дать им подобное задание: «Учитель, неназывая имени полководца, читает им высказывания о нем популярныхгосударственных деятелей, писателей, а ученики должны узнать, про когорассказывается в это тексте.»

4.     Написатьсравнительную характеристику деятельности российских полководцев. Какой вкладони внесли для победы Российской империи в Отечественной войне 1812 года.

5.     Чтобыузнать, насколько ученики освоили данную тему, можно провести мини опрос,позволяющий оценить знания, полученные за весь урок.

Такжедля исследования исторических личностей ученикам можно дать алгоритм, покоторому школьник работает над сочинением, докладом, рефератом и т.д.:

1.     Годы жизни;

2.     Краткаябиография или характеристика;

3.     Историческиеусловия, в которых происходит деятельность исторической личности;

4.     Ведущиепроблемы и методы их решения;

5.     Кругинтересов каких слоев общества выражал;

6.     Историческоезначение деятельности личности;

7.     Личностнаяоценка данной исторической личности.

Ресурсамидля формирования исторической личности могут служить какие-либо учебныепособия, исторические документы или книги, иллюстрации, справочная инаучно-популярная литература, материалы периодической печати и ресурсыИнтернет.

Приизучении исторической личности при помощи перечисленных методик решаются рядважных задач, на которые руководимая деятельность учителя и ученика в ходеучебного процесса:

1.       Ученикиузнают новую информацию о исторических личностях в дополнительной справочной инаучно-популярной литературе;

2.       Позволяетученикам подвести к мысли, что существуют различные точки зрения по одномувопросы роли личности;

3.       Данныеметодики помогают раскрыть в учениках творческое мышление при выполнениикаких-либо заданиях на уроке или дома;

4.       Отличноекачество аргументации, учение выделять главное в каком-либо источнике,размышлять, давать оценку исторической личности и событиям, которыепроисходили, сравнивать личности и их в клад в историю, доказывать свою точкузрения, одной из самых главных, учение ориентироваться в историческихматериалах, критически относиться к ним и выбирать ту литературу, котораяявляется достовернее, чем другая;

5.       Закрепляютсяследующие навыки у школьника при изучении темы по данным методикам:запоминание, закрепление, повторение изученного материала, также умение делатьвыводы по полученным знаниям, развитие в ученике зрительной памяти ивоображения при выполнении творческих заданий. Все это направляет в ученике напоиск знаний и к познавательной активности у школьника;

6.       Происходитсоздание и определение отношения ученика к определенной исторической личности исобытиям, которые происходили с ним. Это развивает в ученике нравственныекачества и, конечно, вырабатывает в ученике собственные жизненные принципы.

Какзакрепление знаний, который получил ученика на уроках истории по данной теме врамках недели истории, учитель и ученики могут провести «Свою игру»,посвященную теме «Отечественная война 1812 года»

1812г. был отмечен высочайшим подъемом духа народа и ростом национального самосознания.Итоги Отечественной войны 1812 г. во многом дали последующее развитие российскойистории на столетие [5].

Такжеследует отметить учеников на то, что исторические личности, которые, былиизучены являются предками, которые стали защищать Родину от врага и все своисилы, мужество, талант. А мы являемся обладателями исторической ипатриотической памяти и традиций, которые мы должны помнить и ,конечно же, незабывать.

 

 

 

Литература

 

1.    История.5–11 классы: технологии современного урока/ авт.– сост. В. В. Гукова и др. –Волгоград: Учитель,2009.

2.    КоротковаМ. В., Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: практическоепособие для учителей /Короткова М. В., Студеникин М. Т., М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.

3.    КоротковаМ. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях:пособие для учителей / Короткова М. В., Студеникин М. Т., М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.

4.    Настольнаякнига учителя истории. 5–11 класс.: /Автор – составитель М. И. Чернова. М.:Эксмо, 2008.

5.    СелевкоГ. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Селевко Г. К.М.: Народное образование. 2003.

6.    СтепанищевА. Т. Проблемные задачи по истории России: практическое пособие для учителей/А. Т. Степанищев – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

7.     СаяпинВ.В., Шамрай Ю.В. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие. Ростовн/Д: Легион, 2009. – 368 с.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет