Методынаставнической деятельности внутри формы студент-студент.
АданаковаСветлана Сергеевна
преподаватель иностранного языка
ГБПОУРХ «ПУ-18», с. Аскиз
«Вкаждом человеке есть солнце.
Толькодайте ему светить»
(Сократ)
Наставничество, менторство, коучинг и шедоуинг, этипонятия сегодня широко распространены в обиходе как производственнойдеятельности предприятий, так и в образовательном процессе. Данные понятия –это инструменты адаптации молодого специалиста и или обучающегося.
В нашем училище не первый год реализуется проектпрограммы развития «Наставничество» и одно из его направлений «Студент -студент», в котором участвуют преподаватели и студенты.
В рамках этой работой было проведено исследованиемотивации профессионального выбора обучающихся первого курса, в том числегруппы 21А. Для проведения исследования применялся метод анкетного опроса.Результат был плачевным: только 5 студентов из 25 пришли в училище, потомучто их интересовала профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживаниюавтомобилей, остальные поступали в училище по другим причинам: опасались несдать ЕГЭ в 11 классе, им сказали родители поступать в училище, удаленностьобразовательного учреждения от дома и т.д. Успеваемость в исследуемой группе былана конец 1 курса 84%, качество – 28.
Нужно было искать инструменты мотивации и адаптацииобучающихся по специальностям и профессиям технического профиля. Одним из такихинструментов стало Наставничество.
Работа над проектом «Наставничество» направление«Студент учит студента» началась с проведения недели ПЦК, когда один из днейоктября был посвящен первокурсникам.
Наряду с классными часами, викторинами, экскурсиями,были организованы мастер-классы, на которых показывали свое профессиональноемастерство уже не преподаватели училища, а студенты выпускных групп. Особенноактуальной эта работа оказалась в период адаптации первокурсников, так какмастер-классы вызвали профессиональный интерес у студентов 1 курса, и повысилимотивацию профессионального выбора. Далее такие мастер-классы были включены впрограмму дней открытых дверей и недель профессиональных проб.
Далее возникла необходимость в совершенствованииданной работы, то есть студенты, которые достигли определенных результатов впроцессе обучения теперь выступают в роли Наставников. Юктешев И., Васильев Н.,Чучунов С., Ильясов А., — участники чемпионатов WS, Бурнакова В.,Аев Д. Чернышова А., Тихомирова В. – победители конкурсов профессиональногомастерства и отличники учебы.
Наставникине просто показывают мастер-классы, студенты 1 курса сами выполняют задание поднаблюдением студента-наставника (в рамках недели ПЦК), в рамкахпрофессиональных проб – работу выполняют под руководством студента-наставникаучащиеся школ, на уроках практического обучения студенты-наставники «обучают»сокурсников. Такая работа принесла свои плоды: повысилась успеваемость вгруппах, в том числе в группе 21А успеваемость 100%, качество- 40%. Такимобразом Наставничество помогает в решении проблем низкой мотивации к учебе инеудовлетворительных результатов обучения.
Так как Наставничество предполагает в том числе работыв парах, то после добровольного анкетирования обучающихся училища былисформированы пары Наставник- наставляемый.
Следующий важный этап — планирование работы в парах поформе студент-студент, определение желаемых результатов и роли каждого изучастников в процессе Наставничества. Ни одна грамотно организованная работа недолжна быть спонтанной, поэтому разрабатывается мини-план работы для каждойпары студентов над решаемой проблемой. Обязательное условие, план составляетсяна каждую пару индивидуально с учетом особенностей характеров и возможностейобучающихся, а так же с учетом желания работать в паре.
Кураторы групп периодически проводят мониторинг работыв паре, чтобы оценить и если это необходимо скорректировать процесс реализацииплана.
Важным методом и этапом Наставничества является Оценкарезультатов работы в паре. Самоанализ каждого из участников.
В 2021-2022 году в рамках проекта Наставничество мыпродолжим эту работу, так как растет не только успеваемость и качествообучения, появляется интерес к выбранной профессии, адаптация студентовпроходит в более комфортных условиях.
Выросшими на этой школе и вовлеченными в работу надпроектом «наставничество» стали:
— обучающиеся: Тодинов Е., Бурнакова К., ГраховП.,Мамышева М, Егорова А., Кыскоравков Д., Саражаков М., Табаргин А..
Таблица 1 – Пример плана работы Наставничества«Студент-студент»
Наименование этапа |
Содержание |
Сроки |
Результат |
1. Определение проблем в обучении |
Методом наблюдения определяются обучающиеся, у которых имеются отставания в каком либо виде деятельности |
Период адаптации первокурсников (наблюдения куратора); Урочная деятельность (наблюдения педагога) сентябрь
|
Определяются студенты, которым нужна помощь |
2. Выбор кандидатуры на роль Наставника |
Куратор + педагог и или педагог+ педагог обсуждают возможную кандидатуру на роль наставничества |
При возникновении проблемы |
Определяются студенты на роль Наставника |
3. Работа с потенциальным Наставником |
Беседа со студентом– Наставником: обозначение возникшей проблемы; определение желания и возможности студента взять на себя роль Наставника; обсуждение возможных путей решения проблемы … |
Определяются пары студент+ студент Наставник |
|
4. Курирование (педагогом, куратором) пары студентов |
Наблюдение за отношениями обучающихся, отслеживание результатов совместной деятельности …. |
Мониторинг успеваемости обоих студентов, участия в мероприятиях … |
|
5. Оценка результатов совместной деятельности |
Подведение итогов работы, определение конкретных результатов, определение перспектив на будущее |
При появлении положительных результатов работы пары студент-студент |
Повышение качества успеваемости, результативность участия в мероприятиях … |
