МОДЕЛЬОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕЙПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЛЯДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2–3 г)
Создаваяразвивающую предметно-пространственную среду для дошкольника, необходимоучитывать его возрастные особенности.
В раннем детскомвозрасте формируется и становится ведущей предметная деятельность ребенка. Ееособенность (в отличие от манипуляций предметами детей в младенческом возрасте)— использование предметов в соответствии с их функцией (ложка — для еды, лопата— для копания). При этом ребенок учитывает не только внешние, но и скрытыепризнаки, каковыми являются функциональные свойства предметов. Приобретенныйопыт дети переносят на другие предметы, производя обобщение. Установление связимежду предметами, их частями, между орудием и объектом, ориентирование наскрытые свойства предметов, обобщение способов действия — характерные элементымышления.
Помимо предметной,в этот период начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своихиграх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используютпредметы-«заместители» (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника).
С формированиемзнаковой функции сознания связано появление к концу третьего года жизнисюжетно-ролевой игры и продуктивной
деятельности(рисования, конструирования)
Таким образом,основными возрастными особенностями детей раннего
дошкольноговозраста являются смена ведущей деятельности (переход к предметнойдеятельности), появление опыта деятельности с предметами и его
обобщение,подражание деятельности взрослых в игре и использование предметов-Для тогочтобы игровое пространство было интересно и доступно ребенку,
нужно создаватьусловия для различных видов детской деятельности. В раннем возрасте такимивидами являются:
— предметнаядеятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
—экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение совзрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживаниеи действия с бытовыми предметами-орудиями (ложкой, совком, лопаткой и пр.);
— восприятиесмысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательнаяактивность.
Развивающаяпредметно-пространственная среда состоит из нескольких
компонентов.
Содержательный —включает элементы с учетом образовательной программы дошкольного учреждения, тоесть материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемогопроекта.
Материальный —материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей.
Организационный —совокупность пространственных параметров среды.
Личностный — теусловия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым,индивидуализировать процесс жизнедеятельности заместителей.
Поскольку детираннего дошкольного возраста нуждаются в постоянном внимании и заботевзрослого, не стоит устраивать в группе укромные уголки — все пространстводолжно хорошо просматриваться. Это также важно для обеспечения двигательнойактивности детей с динамическими игрушками — машинами, каталками.
Таким образом, длядетей данного возраста можно предложить следующую организацию пространствагруппы: рабочая зона (настольные игры, питание), игровая зона (сюжетно-ролевыеигры), зона интересов (материалы для экспериментирования и исследования).
Рабочая зонапредставляет собой некоторое количество столов и стульев, за которыми детиобедают и играют в настольные игры. Поэтому рядом с этой зоной нужнорасположить стеллаж или другое место для хранения игрушек, настольных игр дляраннего дошкольного возраста. Это пазлы с крупными деталями, кубики скартинками, настольные деревянные конструкторы, фигурки животных и людей дляобыгрывания построек.
Здесь же могутнаходиться книжный уголок и материалы для рисования — мелки и цветныекарандаши. Книги должны быть на разные темы (не только сказки, но и рассказы оживотных, людях и растениях), с крупными картинками и удобного для ребенкаразмера.
Неподалеку отрабочей зоны можно расположить игровую зону. В ней должны быть материалы иоборудование, необходимые для сюжетно-ролевых игр и подражательнойдеятельности. При оборудовании этой зоны нужно обязательно учитывать гендерныйподход, включив в наполнение материалы и атрибуты как для девочек, так и длямальчиков. Цель создания игровой зоны — обеспечить дошкольников раннеговозраста возможностью предметной и подражательной деятельности, то естьповторить то, что делает взрослый, когда его видит ребенок. Для этого важнопродумать, какие виды работ взрослого ребенок видел и захочет повторить, апотом создать для этого условия.
Для сохраненияспокойной и дружеской атмосферы в группе атрибуты желательно иметь в количественесколько штук. Это позволит соблюсти требования доступности и насыщенности, предъявляемыеФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде ДОУ.
Для того чтобыпроцесс взаимодействия дошкольников проходил успешно, педагогу необходимообеспечивать следующее.
1.Доступностьматериалов для игр, их исправность и достаточное количество.
2.Насыщенность –разнообразие материалов для игр, создающее условия для различных видов детской деятельности.
3.Вариатиность –периодическая сменяемость материалов. Знакомые и успевшие надоесть детямигрушки и атрибуты нужно периодически убирать, заменяя другими. Это привнесет вгруппу элемент новизны.
4.Собственныйинтерес к ребенку, его деятельность и результатам.
Данная организацияпредметной среды будет способствовать целостному развитию ребенка черезориентацию на интересы ребенка и его личный опыт.