X-PDF

Статья Модель организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста

Поделиться статьей

МОДЕЛЬОРГАНИЗАЦИИ

РАЗВИВАЮЩЕЙПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ДЛЯДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2–3 г)

Создаваяразвивающую предметно-пространственную среду для дошкольника, необходимоучитывать его возрастные особенности.

 В раннем детскомвозрасте формируется и становится ведущей предметная деятельность ребенка. Ееособенность (в отличие от манипуляций предметами детей в младенческом возрасте)— использование предметов в соответствии с их функцией (ложка — для еды, лопата— для копания). При этом ребенок учитывает не только внешние, но и скрытыепризнаки, каковыми являются функциональные свойства предметов. Приобретенныйопыт дети переносят на другие предметы, производя обобщение. Установление связимежду предметами, их частями, между орудием и объектом, ориентирование наскрытые свойства предметов, обобщение способов действия — характерные элементымышления.

Помимо предметной,в этот период начинает складываться и игровая деятельность. Подражая в своихиграх действиям взрослых (купают куклу, ставят градусник), дети используютпредметы-«заместители» (кирпичик вместо мыла, палочку вместо градусника).

 С формированиемзнаковой функции сознания связано появление к концу третьего года жизнисюжетно-ролевой игры и продуктивной

деятельности(рисования, конструирования)

Таким образом,основными возрастными особенностями детей раннего

дошкольноговозраста являются смена ведущей деятельности (переход к предметнойдеятельности), появление опыта деятельности с предметами и его

обобщение,подражание деятельности взрослых в игре и использование предметов-Для тогочтобы игровое пространство было интересно и доступно ребенку,

нужно создаватьусловия для различных видов детской деятельности. В раннем возрасте такимивидами являются:

— предметнаядеятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

—экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);

— общение совзрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживаниеи действия с бытовыми предметами-орудиями (ложкой, совком, лопаткой и пр.);

— восприятиесмысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательнаяактивность.

Развивающаяпредметно-пространственная среда состоит из нескольких

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

компонентов.

Содержательный —включает элементы с учетом образовательной программы дошкольного учреждения, тоесть материалы, специально подобранные или изготовленные по теме реализуемогопроекта.

Материальный —материалы и оборудование, наполнение уголков или зон активности детей.

Организационный —совокупность пространственных параметров среды.

Личностный — теусловия, которые позволяют детям взаимодействовать друг с другом, со взрослым,индивидуализировать процесс жизнедеятельности заместителей.

Поскольку детираннего дошкольного возраста нуждаются в постоянном внимании и заботевзрослого, не стоит устраивать в группе укромные уголки — все пространстводолжно хорошо просматриваться. Это также важно для обеспечения двигательнойактивности детей с динамическими игрушками — машинами, каталками.

Таким образом, длядетей данного возраста можно предложить следующую организацию пространствагруппы: рабочая зона (настольные игры, питание), игровая зона (сюжетно-ролевыеигры), зона интересов (материалы для экспериментирования и исследования).

Рабочая зонапредставляет собой некоторое количество столов и стульев, за которыми детиобедают и играют в настольные игры. Поэтому рядом с этой зоной нужнорасположить стеллаж или другое место для хранения игрушек, настольных игр дляраннего дошкольного возраста. Это пазлы с крупными деталями, кубики скартинками, настольные деревянные конструкторы, фигурки животных и людей дляобыгрывания построек.

Здесь же могутнаходиться книжный уголок и материалы для рисования — мелки и цветныекарандаши. Книги должны быть на разные темы (не только сказки, но и рассказы оживотных, людях и растениях), с крупными картинками и удобного для ребенкаразмера.

Неподалеку отрабочей зоны можно расположить игровую зону. В ней должны быть материалы иоборудование, необходимые для сюжетно-ролевых игр и подражательнойдеятельности. При оборудовании этой зоны нужно обязательно учитывать гендерныйподход, включив в наполнение материалы и атрибуты как для девочек, так и длямальчиков. Цель создания игровой зоны — обеспечить дошкольников раннеговозраста возможностью предметной и подражательной деятельности, то естьповторить то, что делает взрослый, когда его видит ребенок. Для этого важнопродумать, какие виды работ взрослого ребенок видел и захочет повторить, апотом создать для этого условия.

Для сохраненияспокойной и дружеской атмосферы в группе атрибуты желательно иметь в количественесколько штук. Это позволит соблюсти требования доступности и насыщенности, предъявляемыеФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде ДОУ.

Для того чтобыпроцесс взаимодействия дошкольников проходил успешно, педагогу необходимообеспечивать следующее.

1.Доступностьматериалов для игр, их исправность и достаточное количество.

2.Насыщенность –разнообразие материалов для игр, создающее условия для различных видов детской деятельности.

3.Вариатиность –периодическая сменяемость материалов. Знакомые и успевшие надоесть детямигрушки и атрибуты нужно периодически убирать, заменяя другими. Это привнесет вгруппу элемент новизны.

4.Собственныйинтерес к ребенку, его деятельность и результатам.

Данная организацияпредметной среды будет способствовать целостному развитию ребенка черезориентацию на интересы ребенка и его личный опыт.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет