МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С.Ф. Хибовская
учитель начальных классов
МОУ «Школа№ 72 города Макеевки»
Аннотация. Рассмотреныкомпоненты системы оценивания школьного образования Донецкой НароднойРеспублики и основные их характеристики. Раскрыты цели и задачи оценивания вклассе, их особенности. Выделены особенности оценивания деятельности общеобразовательныхорганизаций, основные положения самооценивания. Показаны возможностивнутреннего и внешнего оцениваний образовательных достижений обучающихся науровне системы образования. На основе анализа компонентов системы оцениванияпредложены приоритеты ее развития.
Ключевые слова: оценивание, система оценивания, общеобразовательные организации,виды оценивания, оценивание деятельности школ, мониторинг.
Нельзя не согласиться с высказыванием В.А Сухомлинского о том, что«если в начальной школе дети мало читали, то у них складывается структурамалодеятельности мозга». Чтение — это вообще ключик к дальнейшему получениюзнаний.
Как жедобиться того, чтобы дети читали свободно, бегло, выразительно?
Как качество чтения и рост каждого ребенка можно увидеть реально?
Во многом ответы на эти вопросы помогает педагогическиймониторинг.
При проведении педагогическогоотслеживания качества чтения необходимо соблюдать условия, характерные длялюбого мониторинга: систематичность и продолжительность во времени,сравнимость, объективность, комфортность. Учитывать следующие направления: темп чтения, правильность,выразительность, осмысленность.
Наподготовительном этапе учитель знакомится со способностями учащихся и заполняеттаблицу, считает % и строит диаграмму.
|
Кол-во уч-ся |
% |
Знают буквы |
6 |
|
Сливают слоги |
7 |
|
Читают по слогам |
8 |
|
Читают словами |
4 |
|
Всего |
25 |
|
Такой анализ поможет учителю в дальнейшем в подготовке к урокам чтения,организации как индивидуальной, так и групповой работы с учащимися.
На следующем этапе учитель определяет состояние техники чтения наначало учебного года, вычерчивает индивидуальный график на каждого учащегося,где по горизонтали отмечаются даты проведения наблюдений, а по вертикали -количество слов, прочитанных за минуту. Однако не следует забывать, что приопределении качества чтения, скорость не является определяющим фактором.Поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется количество число ошибок,допущенных при чтении, а выразительность отмечается цветом (красный цвет -чтение выразительное, синий — требует работы над выразительностью). Знаком плюс(минус) отмечается осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказатьо прочитанном.
Далееидет работа учителя над индивидуальным графиком ученика, анализируется темп икачество чтения, определяются формы работы и способы индивидуальной помощи.
Техникачтения
ИвановаАнастасия
1-Бкласс
месяц
Динамику техники чтения ученика следует контролировать ежемесячно.
Это дает возможность педагогу судить о результативности своейработы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причиныизменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом дляработы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции.
Систематическое фиксирование результатов на подобных графиках,коррекционная, индивидуальная работа с учеником всегда приносит положительныерезультаты. Не говоря уже о том, какую радость у детей вызывает возможностьубедиться воочию, как график стремительно идет ввысь!
А что же делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения струдом? На помощь придет тот же самый график, только в этом случае учительзаложит другую цену деления, цена деления будет равняться не пяти, а одномуслову.
В любом случае каждый ученик должен видеть рост темпа своегочтения, его качественное изменение, чтобы суметь сравнить его с предыдущимирезультатами. Все это способствует активизации учения и создает положительнуюмотивацию обучения.
Определив уровень чтения каждого ученика, проанализировав егоиндивидуальные способности, учитель разделяет класс на условные группы: 1)дети,темп чтения которых превышает нормативные требования;
2) дети, темп чтения которых соответствует нормативным требованиям;
3) дети, которые не выполняют требования программы.
Соответственно, и задания в этих группах будут разные по степенисложности. Первая группа, более творческая, будет работать над осмысленностьючтения, выразительностью.
Дети второй группы получают задания по наращиванию скоростичтения, учатся читать в темпе.
Наибольшего внимания требуют дети третьей подгруппы. Для нихпроводятся речевые разминки, чтение открытых и закрытых слогов, составлениеслов по слоговой таблице, игровые приемы.
Эти группы должны быть динамическими, подвижными. Если ученикулучшает качество чтения, он должен быть немедленно переведен в другую группу,чтобы видеть степень своего роста. Этим учитель стимулирует и других детей кчтению.
Организовывая работу в группах, учитель должен всегда помнить, чтони в коем случае нельзя сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого,так как каждый человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путьразвития. Необходимо научить детей радоваться самому малому продвижению впередкаждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать имподдержку.
Кроме этого, учитель должен видеть общее состояние дел в классе,отслеживать ежемесячно качество чтения. В этом поможет сводный график динамикитехники чтения, где отражается средний процент всех исследуемых параметров:
темп чтений, правильность, выразительность и осознаниепрочитанного материала.
Фиксацию данных может проводить как учитель, так и администратор,курирующий начальные классы. Он отслеживает качество чтения одной параллели (сучетом всех параметров чтения) и выносится приказ по школе.
Анализ результатов техники чтения 1-х классов
в 2016/17 уч. году.
Читали: 1-А-23уч., 1-Б-25уч., 1-В-24уч. Всего-72 уч.
□ Высокий Ш Достаточный □ Средний |
1-А 1-Б 1-В
Такая работа дает возможность иметь _ представление о состояниитехники чтения всей начальной Миколы, о качестве работы педагогов и помогаетпланировать работу школы, школьного методического кабинета, творческих группучителей.
Список литературы
1. Петров С. К. Основы педагогического оценивания: учебное пособие по подготовкебакалавров (направление «Педагогическое образование») / С. К. Петров, А. М. Семыкина,С. И. Светлова. – Москва: Просвещение, 2014. – 180 с.
2. Отчет центра оценки вобразовании и методов обучения об исследовании PISA-2006. – Москва: Центроценки в образовании и методов обучения, 2008. – 220 с.
3. СавельеваО. В. Психологические критерии качества знаниймладших школьников. М., 1989 г.
