X-PDF

Статья Музеи образовательных учреждений Республики Марий Эл – центры сохранения культурно-исторического наследия и их роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Поделиться статьей

Музеи образовательных учрежденийРеспублики Марий Эл – центры сохранения культурно-исторического наследия и ихроль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

 

Дмитриева Ирина Львовна, методист

 отдела краеведения и экскурсий ГБУДОРеспублики Марий Эл

«ДЮЦ «Роза ветров»

 

Говоря о патриотическом  воспитании подрастающегопоколения, необходимо обратить  внимание на музейно-педагогическую  ипоисково-исследовательскую деятельность обучающихся.

Рассматривая школьный музей как центргражданско-патриотического воспитания, можно отметить, что он являетсяуникальной точкой преломления культуры и образования. Передача социальной историческойпамяти осуществляется как бесконечный акт творческой реализации его создателейи пользователей, к которым относятся руководитель школьного музея,музейный  актив, а также,  обучающиеся школы, педагоги-соратники, родители идругие добровольные помощники и партнеры.

Еще академик Д.С. Лихачёв говорил: Если человекне любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, неценит памяти о них… — значит, он не любит их. Если человек не любит старыеулицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу.Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило,равнодушен к своей стране.

Использование богатого потенциала музеевобразовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе являетсяэффективным средством духовно-нравственного и патриотического воспитания. Деятельность музея разнопланова: она реализует целый комплекс форм, методов иприёмов работы. И заключается в сочетании традиционных технологий и музейнойпедагогики сотрудничества, во взаимодействии актива музея и социума. В музеепроисходит пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны наоснове подлинных памятников материальной и духовной культурынародов.                              

Первый школьный краеведческий музей в марийском краебыл открыт в 1957 году в Кокшамарской средней школе Звениговского района врамках Республиканской экспедиции. В те годы большая работа по созданию музеевбыла проделана в школе-интернате г. Козьмодемьянска, поселка ЕласыГорномарийского района, Оршанской средней школе, Цибикнурской средней школеМедведевского района.

    Попытка упорядочить деятельностьшкольных музеев была предпринята в 70-е годы, когда разработали положение ошкольном музее (1974 г.). В 70-80 годы в республике проходила всероссийскаяпаспортизация, и выдавалось свидетельство образца «Школьный музей РСФСР».

В конце 80-х – начале 90-х годовнаметился спад количества музеев в республике. Начиная с 1995 г. Юношескимтуристским центром республики возобновилась работа со школьными музеями (на тотмомент насчитывалось 38 музеев). Совместно с Марийским институтом образованияежегодно проводились курсы для руководителей музеев.

В 1997 г. был подготовлен приказминистра образования республики о смотре-конкурсе и паспортизация всех школьныхмузеев.

В течение 1997-99 гг. ежегодносовершались выезды в районы и города республики с целью изучения работы музееви оказанию методической помощи. На местах создавались оргкомитеты, помогающие ворганизации и проведении паспортизации музеев. В период до 2005 гг. проведеноболее 40 семинаров для руководителей школьных музеев. В 1998 – 1999 году по итогамреспубликанской паспортизации статус «Школьный музей» получили 57 музее. В 2003г. их насчитывалось уже 83.

Шло время, изменялась социально-экономическая иполитическая ситуация в стране, которая существенно отражалась и на развитиишкольных музеев. Многие музеи прекратили свое существование, некоторые поменялипрофиль, другие, к сожалению, просто были уничтожены.

В настоящее время в образовательных учрежденияхРеспублики Марий Эл действуют 102 паспортизированных музея. Музеи функционируютв дошкольных учреждениях, школах, в учреждениях дополнительного образования,учреждениях среднего профессионального образования.  

В образовательных учреждениях республики работаюткомплексные – краеведческие музеи и однопрофильные, такие как этнографические,исторические, археологические, естественнонаучные, литературные и т.д.

В музее ОУ проводятся урочныеэкскурсии по предметам,  тематические экскурсии по материалам фондов,виртуальные экскурсии. Ребята участвуют в проектной ипоисково-исследовательской деятельности, в музеях работает школьное научноеобщество.  Школьный музей является образовательной средой для творческогосаморазвития, как для обучающихся, так и педагогов. В музеях ведетсясистематическая экскурсионная, просветительская и методическая работа не толькос учащимися школ, но и различными категориями граждан республики.

Участие детей в музейной работепредставляет огромные возможности:  учащиеся приобщаются к своейлокальной истории, изучают памятники местного значения, встречаются содносельчанами, проводят экскурсии, приобщаются к историческому наследиюпрошлого. Тесная работа учащихся в музее даёт возможность накопленияисторических впечатлений от встреч с подлинниками музейных экспонатов,позволяют войти в атмосферу и историческую эпоху представляемого экспоната.

Сейчас сприменением компьютерной техники создаются электронные базы данных фондовмузея, оформляется учетная документация, редактируются различные материалы,создаются презентации и видеофильмы.

 Созданиеэлектронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства,применение мультимедийных программ в музее создают новые  возможности в работес посетителями.

В  музеях исторического профиля ведется большая работапо изучению истории своего образовательного учреждения и населенного пункта,организуются месячники, посвященные изучению истории и культуры народов,проживающих в республике; проводятся мероприятия для пожилых людей ималообеспеченных семей. «Музей в чемодане» используют многие учителя на уроках.Реализуется программа «Дети-детям», оформляются кабинеты и экспозиции,посвященные учителям. Необходимо отметить наиболее активные музеи — историческиймузей МОУ СШ №5 г. Волжска, музей истории МОУ «Моркинская СОШ №1», музейистории МБОУ «Лицей №11 имени Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы», музей историиГБОУ ДО Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи», историческиймузей «Возрождение» МОУ СШ № 12 г. Волжска.

Музеи военно-патриотической направленностиспособствуют приобщению детей и подростков к событиям Великой Отечественнойвойны, Афганской и Чеченской войн, знакомят с ветеранами, героями войны,тружениками тыла, с людьми, совершившими подвиг в мирное время. Ведется работапо изучению деятельности поискового отряда «Демос», в результате взаимодействияс которым фонды музеев пополняются новыми экспонатами и материалами. В этомнаправлении активно работают музеи МОУ «Моркинская СОШ №6» и МОУ «Коркатовскийлицей», МОУ «Немдинская СОШ» Новоторъяльского района, Мемориальный музей им.Героя Советского Союза Прохорова З.Ф. и Героя России Иванова В.В. МОУ«Карайская СОШ» Волжского района.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

В этнографических музеях МБОУ «Гимназия №14 г.Йошкар-Олы», МБОУ «СОШ №19 г. Йошкар-Олы с углубленным изучением отдельныхпредметов»» и других  изучают обряды родной стороны, приметы и поверья,народный календарь, астральный мир народов мари, особенности марийской вышивки,традиционный народный костюм. В музеях проводятся творческие мастерские потрадиционной вышивке, по изготовлению элементов костюма, предметов того илииного народного промысла. Знания и практические навыки применяются в проведениифестивалей, фольклорных праздников, различных конкурсов.

Результатом деятельности археологического кружка приМБУ ДО «Медведевский районный ДДТ» является археологический музей МОБУ«Медведевская СОШ №3». Экспонаты и фонды экспозиций используются вобразовательном процессе всех школ п. Медведева. Актив музея внедряет в практикуинформационно-коммуникационные технологии – самостоятельно разработан сайтмузея, который используют в своей работе образовательные учреждения не только внашей республике, но и за ее пределами.

Специфической особенностью большинства школьных музеевявляется краеведческий характер их деятельности, поскольку изучаютсяпреимущественно события и явления, связанные с историей, культурой и природойродного края. Активно работают музеи: краеведческий музей «Светоч» МОУ «Средняяшкола №6» г. Волжска, краеведческий музей МОУ «Красноярская СОШ» Звениговскогорайона, краеведческий музей МОБУ «Цибикнурская ООШ» Медведевского района,краеведческий музей МОУ «Ронгинская СОШ» Советского района и другие.

Деятельность музеев образовательных учрежденийреспублики является определяющей в развитии детско-юношеского краеведческогодвижения. Координирующую функцию в данной работе выполняет ГБУДО РеспубликиМарий Эл «Детско-юношеский центр «Роза ветров». Работа ведется в тесномсотрудничестве с ГБУК «Национальный музей РМЭ им. Т.Евсеева», МБУК «Музейистории г. Йошкар-Олы» и др.

На базе государственного имуниципальных музеев проводятся олимпиады обучающихся по краеведению,республиканские конкурсы исследовательских работ, краеведческие чтенияобучающихся и педагогов. По материалам экспозиций проводятся викторины,материалы музейных фондов используются для написания исследовательских работ. Наконкурсах и конференциях в своих исследовательских работах ребята рассказываютоб истории, традициях, особенностях школьных музеев, о краеведах-энтузиастахмузейного дела, об интересных экспонатах. Разрабатывают интересные экскурсии поэкспозициям своих музеев.

Для педагогов оказывается консультативно-методическаяпомощь: семинары, мастер-классы, краеведческие педагогические чтения, различныеконкурсы, смотры, фестивали. На семинарах руководители школьных музеевзнакомятся с новыми формами работы, с правильным ведением документации,оформлением экспозиций и другими требованиями организации музейного дела,обмениваются опытом работы, участвуют в практических заданиях.

Одной из задач работы музея являетсяпредпрофессиональная подготовка обучающихся. Ребята приобретают навыки,необходимые в работе экскурсоводов, гидов, краеведов, журналистов (интересныеработы по изучению истории родного края отражаются в газетах).

С 2018 года в Республике Марий Эл реализуется новыйпроект – Республиканская школа юных экскурсоводов, инициаторами которой выступилиГБУДО Республики Марий Эл «ДЮЦ «Роза ветров» и ГБУК «Национальный музей РМЭ им.Т.Евсеева». Основной целью данного проекта является приобретение обучающимисяобразовательных организаций Республики Марий Эл первичных профессиональныхнавыков экскурсионной деятельности. Сотрудниками ДЮЦ «Роза ветров» быларазработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школаюного экскурсовода».

Занятияв школе юногоэкскурсовода проводятсяв очно-заочной форме: 3 очные сессии в год,консультации и выполнение домашнего задания в дистанционном режиме. Ребята знакомятся с профессией экскурсовода, изучают историюразвития экскурсионного дела, туристские возможности нашего региона, обучаютсяосновам экскурсоведенияи музееведения,постигают науку организации и проведения экскурсий, учатся работать с фондами, изучают основы ораторскогоискусства, посещаютмузеи, являются активными участниками различных экскурсий, составляют и апробируют свои экскурсионныемаршруты.

Сегодня музей образовательного учреждения – этоконсультационный и методический портал для подготовки научно-исследовательскихи историко-краеведческих исследований, дискуссионная площадка для обсуждениянеоднозначных страниц отечественной истории. Школьный музейспособствует формированию активной жизненной позиции обучающихся. Благодарятому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходитличностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей.

Современная музейная педагогика, направленная наразвитие творческих способностей личности, является приоритетной задачейдеятельности любого образовательного учреждения.

 

Библиографическийсписок

1.     Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003.

2.     Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно — правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.

3.     Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики. Сборник методических материалов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов  Российской Федерации/ Сост.В.А.Березина, А.Н.Бубнова. Под общ. ред.  В.А. Березиной. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015.

4.     Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

5.     Интерактивные формы работы школьного музея. Методические рекомендации руководителям музейных объединений. МБУДО ЦРТДЮ станицы Северской  муниципального образования Северский район Краснодарского края, 2017.

6.     Ходжер Е.Г. Школьные музеи: метод. Рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет