Музыкальное развитиеребенка при помощи интерактивных внеклассных мероприятий
Актуализация
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школеестественным образом дополняет уроки музыки. Ее цель – стимулирование интересак музыке. Образовательные формы такой работы могут быть разными, в зависимостиот специфики школы и существующих запросов: тематические творческие мастерские(хор, вокал, оркестр, ансамбль ударных инструментов, танцевальные направления),тематические недели, концертные/конкурсные мероприятия, посещения оперных спектаклей,концертных залов.
Проблематизация. Сегодня существует достаточно высокийзапрос на интерактивность в процессе обучения. Путем вовлечения в процесс онапозволяет развивать активную позицию ребенка, стимулировать воображение итворческую инициативу, быть не только зрителем, но и со-участником события, нетолько исполнителем, но и творцом. Выездные мероприятия помогают «сменитькартинку» и получить максимум новых впечатлений. А также соприкоснуться сэстетикой похода на подобного рода мероприятия.
Целеполагание. Рассмотретьдетские концертно-театральные мероприятия, предлагаемые основными концертными площадкамиСанкт-Петербурга на предмет музыкально-театральных интерактивных мероприятийдля учащихся разных возрастных групп, выявить ихособенности и актуальность для заявленной нами темы, учитывая возрастныеособенности детей, оценить охват этимимероприятиями аудиторий младшей, средней и старшей школы. И, если этот охват недостаточен, предложить иные формы работы (формулированиецели и описание образа результата)
Критерии оценки
По окончании занятия мы с вами должны:
Знать: перечень основныхконцертно-театральных мероприятий для детей, проходящих на стационарной основев Санкт-Петербурге; особенности и интенсивность в них интерактивногокомпонента; его соответствие аудитории различных возрастов;
Уметь:аргументированно подбирать для внеклассной работы интерактивныемузыкально-театральные мероприятия, учитывая возрастные и психологическиеособенности группы; делать выводы о его полезности для конкретной школьнойгруппы.
Планирование (определение последовательности действий)
· Представление дайджеста интерактивныхмузыкально-театральных событий Петербурга, обсуждение их особенностей
· Дополнение дайджестаколлегами
· Опрос (степеньинтерактивности материала)
· Заполнениетаблицы, позволяющей провести сравнительный анализ охвата мероприятиями каждойиз трех возрастных групп
· Выводы порезультатам анализа таблицы
· Выяснениенеобходимости компенсирования недостатка мероприятий в какой-либо возрастной группе инымивидами внеклассных мероприятий
Реализация плана
Детский музыкальный лекторий «Пикколо»
3+, до 15, инклюзия, арт-терапия
Формат– интерактивная сказка-концерт, построенная на принципах Карла Орфа, ЖакаДалькроза и Марии Монтессори. Используются элементы арт-терапии. Инклюзивностьконцертов позволяет посещать их не только обычным детям, но и маленькимслушателям с сенсорными нарушениями, аутичным и гиперактивным детям. Основныеконцертные площадки лектория: сцены Мариинского театра. «Пикколо» выступает навыезде (цикл развивающих концертов-занятий, рассчитанных на три годаежемесячного слушания из репертуара Мариинского театра с артистами театра), всубботу и воскресенье проводит концерты. Также, на базе лектория есть частнаямузыкальная школа.
проект«Музыка песчаных сказок»: цикл музыкальных интерактивных сказочных спектаклей,сочетающих живое музыкальное исполнение, актерское чтение и живопись песком(песочную анимацию).
Тишинав тишине, или Ёжик в тумане (4-8 лет)
Щелкунчик(4-8 лет)
Петяи волк (4-8 лет)
Маленькийпринц (5-12 лет)
Детскийальбом стеклянного мальчика (4-12 лет)
Детская филармония:
6+
Традиционный формат спектакля
кукольныйтеатр
драматическийтеатр
оперныйтеатр
симфоническийоркестр
бонус: аудиосказки
https://soundcloud.com/user-409385728-318797503
(Братья Гримм, Бажов, рождественские и новогодние сказки, Ёжик иМедвежонок С. Козлова)
Концертыи абонементные циклы здесь рассчитаны на детей самых разных возрастов, отдошкольников до старшеклассников: «Сказки для маленьких», «Как слово нашеотзовется», «Музыка от А до Я», «Судьбы музыки: имена и времена», «На сцене —русская классика». Программы ведут музыковеды, литературоведы, театроведы.
«Путешествиес бременскими музыкантами» в киностудии Лендок музыкально-театрализованныйспектакль 6+
Сказкииз разных карманов, кукольный театр 4+
«ПроФедота-стрельца», кдц Московский, 16+
Мариинский театр
Со-творчество, общение с артистами
5-7лет
АБОНЕМЕНТ«АКАДЕМИЯ ЮНОГО ТЕАТРАЛА» – годичный цикл из шести интерактивных представленийсоздан для того, чтобы познакомить юных зрителей с музыкальным театром во всемего разнообразии. Это рассказы о том, как устроен мир оперного и балетногоспектакля, об оркестре. Викторины, театральные рисунки.
7-10 лет
«МЫ– ОРКЕСТР» – интерактивная программа, предлагающая детям принять участие висполнении специально написанного для этого проекта произведения. От юных«оркестрантов» не требуется владения инструментом: их роль будет заключаться всоздании звуков и шумов, которые украсят необычное совместное музицирование. Впроцессе репетиции дирижер и артисты Симфонического оркестра Мариинского театрапознакомят ребят с различными инструментами. В завершение программы «сводный»оркестр исполнит пьесу, как на настоящем концерте.
Такоесотворчество с профессиональными музыкантами является уникальным опытом личногоприобщения детей к серьезной инструментальной музыке.
«ТЕАТРАЛЬНЫЙУРОК В МАРИИНСКОМ»
10классы, бюджетная программа
Первыйэтап проходит в стенах школы: показ фильма-экскурсии о Мариинском театре; лекцияо спектакле, который посетят учащиеся; творческое задание.
Второйэтап — экскурсия по внутренним помещениям театра, Творческий проект(декорирование сцены и создание любого фрагмента предстоящего спектакля. Дляуспешного завершения работы необходимо распределить роли декоратора, художника,режиссера и т.д. Затем продумав образ героев спектакля, выбрав материал иопределив цветовую гамму, создать и расположить их на макете сцены). Просмотрспектакля на одной из сцен театра.
Джазовая филармония
6+
интерактивность
2раза в месяц Тематические концерты для школьников Инструменты вджазе. Музыканты Jazz Philharmonic Orchestra знакомят юных гостей сосновными направлениями и инструментами в джазе, расскажут об истории джазовоймузыки и выдающихся исполнителях.
Основнаячасть каждой встречи — концерт, посвящённый определённому инструменту.
Джаздля дошкольников. Весёлая и познавательная программа Ленинградского диксилендаподготовлена специально для малышей. В нее включены задания, конкурсы ивикторины. Прозвучат танцевальные мелодии диксилендовых оркестров и любимаямузыка из популярных мультфильмов в стиле традиционного джаза. Ведущий — ОлегКувайцев.
СказкиЧижика (5-8 лет) — это интерактивные сказки для детей вмузыкально-джазовом оформлении. С помощью литературы и музыки маленькиеслушатели знакомятся с различными музыкальными инструментами и джазовыминаправлениями. Вибрафон.
Михайловский театр
интерактивность
Абонементы:
5+
СтранаОркестрия (Струнбрюк, Дудкиндорф, Молоточкинбург, встреча в Оркестрии)
7+
Путешествиев Закулисье (оркестр, опера, балет)
CINEMAORCHESTRA MEDLEY
Традиционный формат концерта, музыкальный материал, 3 часа
16+
Саундтрекив исполнении симфонического оркестра
Циммер:Интерстеллар, Пираты Карибского моря, Гладиатор,
Начало,Бэтман; Уильямс: Звёздные войны, Гарри Поттер, Список Шиндлера; Джавади Играпрестолов, Призрак оперы; Ла-ла-лэнд.
Snow show
БДТ,6+, от 6 до 60
Интерактивность, инклюзия, интерьерный театр
–это двухчасовая интерактивная программа (тамлепят снежки, обливаются водой, ловят огромные шары и зал накрывает снежнойпаутиной) клоунада, выросшая из театра «Лицедеи» 80-х годов. Вызывает«внезапное обострение детства», транслирует философию доброты.
Фиксация и оценивание (отвечают ли заявленным нами задачам?)
Произвести анализ предложенных мероприятий в соответствии сактуализацией и целеполаганием
Определить критерии качества интерактивного мероприятия:
· Степеньинтерактивности материала (опрос)
· Соответствиецелевой аудитории (таблица)
По результатам нашего анализа (отношение к качеству выполнения на основе критериев)самоанализ
Рефлексия/перспектива (осознание нового опыта/новыхвозможностей)
Реципиенты должнысамостоятельно определить степень своих знаний о предмете, перспективу освоенияполученных знаний, умений и навыков в своей практической профессиональнойдеятельности.
Домашнее задание:придумать 2-3 формы Внеклассной музыкально-воспитательной работы при помощи интерактивныхтехнологий
ДИСКУССИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ
ТРЕНИНГОВЫЕТЕХНОЛОГИИ
РЕФЛЕКСИВНЫЕТЕХНОЛОГИИ
ИГРОВЫЕТЕХНОЛОГИИ
