X-PDF

Статья на НПК по этнопедагогике: ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ, БУРЯТСКИХ И АРМЯНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Поделиться статьей

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ, БУРЯТСКИХ ИАРМЯНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

«Народ, не имеющий национального самосознания – есть навоз, на которомпроизрастают другие народы»

П.А.Столыпин

В современных условиях политического исоциально-экономического кризиса, когда этнические общности попадают вэкстремальные ситуации и оказываются аварийными группами, возрастаетпотребность в психологических знаниях для сохранения стабильности межэтническихотношений, поддержания этнического самосознания.

Этническое самосознание — понимается как осознание принадлежностилюдей к нациям, которое объединяет представителей этнической группы разныхсоциальных классов под одним понятиям (немцев, американцев, японцев, армян).Человек, который признал свою этническую принадлежность, не изменяет ее напротяжении всей жизни. Проявлением этнического самосознания есть способностьэтнической группы к самовыражению: язык, систематически традиционная кухня,стиль.

Этническое самосознание на протяжении всего ХХвека нашло свое широкое отражение, как в психологии, так и в других отрасляхзнаний, заинтересованных в изучении менталитета разных народов (этнология,культурная антропология, социология, этнопсихология).

Например, армяне являются нацией, подготовленнойсвоей историей к эффективной адаптации в иноэтнической среде. Это послужилодополнительной причиной ускоренной эмиграции, из Армении и в недавнее время —начиная с 1988 года. Исследование этнического самосознаниябурят актуализировано историческим моментом открытого кризиса, которыйпереживает сейчас бурятский этнос и бурятская национальная культура,национальное самосознание бурят.Русские сравнивают друг другас известными личностями своей страны. Настоящий русский человек по этосовокупность всех положительных качеств, отсутствие отрицательных качеств, атакже патриотизм, любовь и уважение своей страны. Русские обязательно должнызаботиться о сохранении своего этноса и связанной с ним культуры.

Большой интерес вызывает вопрос – а есть ли этническоесамосознание у подростков разных национальностей, проживающих рядом,взаимодействующих друг с другом через общение, дружбу. Ведь у подростковведущая деятельность общение и, очень много времени они проводят друг с другом,занимаясь, казалось бы, бесполезной тратой времени.

Для того чтобы выяснить это, мы проанализировалитеоретические источники по изучению этнического самосознания в работахотечественных и зарубежных авторов, проанализировали психологические основыэтнического самосознания армянских, русских и бурятских подростков, подобралиметоды и методики исследования этнического самосознания проинтерпретировалирезультаты исследования этнического самосознания подростков.

В нашем исследовании участвовали 20 русских школьников, 20бурятских 20 армянских школьников, в возрасте 12-14 лет. Выборка получиласьдостаточно большой, достоверной, так как мы опрашивали школьников не только вАгинском районе, но и в г.Чита, в этом нам помогли выпускники ЗабГУ факультета психологии.

Дляпроведения нашего исследования мы отобрали тест-опросник самоотношения, авторыВ.В. Столин и С.Р. Пантелеев, методику М. Рокича и методику исследованияэтнической идентичности Дж. Финни

Всеучащиеся с интересом и пониманием отнеслись к данному исследованию и снетерпением ждали результатов.

Результаты нашей работы получились довольно интересными, анекоторые не оправдали наших предположений.

Методика Столина-Пантелеева позволяет выявить три уровнясамоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение,самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу иожиданиям отношения к себе, уровень конкретных действий (готовностей к ним) вотношении к своему «Я». По результатам этой методике мы получили такие данныена 1 месте у русских школьников 12-14 лет стоит аутосимпатия. На 2 местепоказатель интегральной шкалы «за» и «против» собственно «Я» ученика, такиешкалы как самоуважение и ожидаемое отношение других не столь важны дляподростка. Это говорит о том, что в этом возрасте ребенок нравится сам себе,испытывает интерес самопознания и ему неважно, что думают и как относятся кнему другие люди. Помимо этого во второй части шкал результаты подтверждаютвыше сказанное – на 1 место подростки ставят самопринятие, дальше самообвинениеи самопонимание, затем саморуководство, самоинтерес, самоуверенность и напоследнем месте отношение других. Бурятские подростки на 1 место ставятсамоинтерес и самопринятие, тогда как армянские школьники выбирают аутосимпатиюи для них характерен высокий уровень самообвинения, что значит высокий уровеньответственности за свои действия, неудачи.

Шкалы/

школьники

S

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

Русские

62,7

14

69,7

17,7

49,7

29,3

15

50,6

38,3

43,3

34,3

43,3

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1436

Буряты

69,3

44,7

69,7

9

71,3

16,7

7,3

89,7

60,3

43,3

54,7

43,3

Армяне

62,7

25,3

47

9

49,7

47,7

7,3

50,7

38,3

60,7

34,3

43,3

 

В методике Рокича важнейшими являются терминальные ценности – этоосновные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то,что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как быопределяют смысл жизни человека. Поэтому мы исследовали только терминальныеценности.

Урусских преобладающими ценностями являются творчество и аккуратность, хотя всравнении с бурятами и армянами значения их не так велики. И вообще русскиешкольники особо не выделяют никакие ценности – они находятся примерно в однойобласти значение. Бурятские школьники на первое место ставят материальнуюобеспеченность, уверенность в себе, немаловажны для них удовольствие, при этомсчитают, что должен быть высокий уровень воспитанности. Армянские школьникивыделяют ряд ценностей, это: любовь, наличие хороших и верных друзей, познаниеи свобода. Видно, что даже этнические стереотипы закладываются с детства, чтовлияет на формирование этнического самосознания.

Врезультате исследования методики Дж. Финни, получилось, что у армянскихподростков ярко выражен аффективный компонент, то есть чувство принадлежности ксвоему этносу (аффективный компонент), а знаниями о своем этносе (когнитивныйкомпонент) наиболее преобладают у бурятских школьников. У русских школьниковвысокий уровень принадлежности к своему этносу, а бурятские школьникипостепенно становятся «космополитами».

Сравниваяэтническую принадлежность школьников к своему народу в условиях Забайкальскогокрая, мы сделали вывод, что армянские подростки, находясь вдали от Родины,максимально ассоциируют себя со своей нацией, стремятся сохранить своюкультуру, быт, традиции, но в Армении также назревает объединение с другиминациями. Бурятские подростки постепенно теряют свою историческуюпринадлежность, об этом говорят многие исследователи и подтверждается нашимисследованием. Русские юноши и девушки идентифицируют себя как русских, нотакже не стараются приложить усилия к тому, чтобы сохранить и передать богатоенаследие русского народа.

Оченьважно, что в основе особенностей культуры каждого народа лежат своифольклорно-этнографические традиции. В основе — это не значит исключительно.Бесспорно, общеевропейское (и шире), значение имели такие великие мастерапрофессиональной культуры, как Шекспир, Гёте, Толстой, Достоевский, Бальзак,Сервантес, Бах, Шопен. Культура любого народа без них непредставима. Вместе стем народные традиции были в основе фундамента их творчества, были их тылом ипостоянным источником обновления.

Литература

1.АрутюнянЮ.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе // Социол.исслед. 2007. №7.

2.БагдасароваА.В. Этническое сознание и самосознание: сущность, структура: Этническиепроблемы современности. Вып. 6. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

3.ДробижеваЛ.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемсяобществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерацииначала 90-хгг. — М., 2004.

Консультанты:

1.АракелянА.А., выпускница ЗабГУ 2013, факультет психологии.

2.ФилипповаВ.П., доцент Забгу, кафедра психологии.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1436

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет