X-PDF

Статья на тему Эффективные приёмы использования логопедических технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Поделиться статьей

Эффективные приёмыиспользования логопедических технологий в речевом развитии детей дошкольноговозраста

снарушением речи.

 

Иванова С.Ю.

учитель-логопед

МБДОУ № 87,

Г. Миасс,

Челябинская обл.

 

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а назавтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессеобучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшегоразвития».  

 Л. С. Выготский.

Для успеха коррекционной логопедическойработы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточновысокий уровень сформированности у детей психических процессов /восприятия,внимания, памяти, мышления/, познавательных интересов и активности ребёнка,хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчиваяпространственная ориентировка.

Важную роль играетэмоциональный настрой ребёнка, его желание к взаимодействию в работе,способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессекоррекционного обучения.

Именно поэтому становитсяактуальной проблема поиска оптимальных, интересных и доступных для ребёнкасредств логопедического взаимодействия. 

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детейдошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий,которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но иобеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы сдетьми.  

Организация речевого развития детей в образовательной деятельностипредусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. 
Педагогические технологии – это система методов, способов,приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижениепозитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитииребёнка в современных условиях.

Организуя работу по речевому развитиюдетей нашей группы, использую традиционные технологии по развитию речи свключением нестандартных технологий, методов и приёмов, разработанных в соответствиенаучных положений Л.С.Выготского, М.М.Кольцовой, З.А.Репиной, Т.А.Ткаченко.

 

 

Технологиямоделирования.

Моделирование — способ, при котором речевая действительность можетбыть представлена в наглядной форме.  Модель – это зрительная схема объекта,явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенныеформы, стороны и свойства.

Впроцессе организации речевой деятельности с детьми использую моделизвуков, слов, предложений, алгоритмов для составления предложений, рассказов,зрительные тренажёры для автоматизации звуков, звукового анализа слова.

Для формированияфонематических процессов и развития звукового анализа и синтеза в процессеобучения детей чтению и письму использую зритель­ные символы гласных исогласных звуков по технологии Т.А.Ткаченко, но с применением нестандартныхигровых приёмов и средств для развития речи наших дошкольников, с включениемдвигательных, логоритмических, кинезиологических упражнений.

Модели — символы звуков применяю вобразовательной деятельности по формированию фонематических процессов иобучению грамоте в качестве различных игровых средств: звуковые дорожки,звуковые ладошки, звуковые домики, звуковые гномики, звуковые кубики, звуковаяромашка, в индивидуальной работе с детьми в тесном взаимодействии своспитателями и родителями.

Система работы со звуковой модельювключает этапы:

Ø    слушание эталона звука /как звучит?/

Ø    сопоставление со звучаниемокружающих предметов, объектов /на что похож? /

Ø    определение символа звука

Ø    определение места образованиязвука /артикулирование звука – где живу?/

Ø    определение качественныххарактеристик

Ø    выделение звука среди другихзвуков, в слогах, словах, предложении

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

Ø    образование слогов, слов с даннымзвуком

Ø    знакомство с буквой

       

  

Представленные методы и средства речевогоразвития наших воспитанников использую в образовательной деятельности,индивидуальной работе, в качестве рекомендаций для родителей.

Организация образовательнойдеятельности по речевому развитию детей с речевыми нарушениями с использованиемтехнологии моделирования и нестандартных игровых средств и х приёмов работы сними способствует совершенствованию процессов зрительного, слухового идвигательного восприятия, развитию фонематического слуха, фонематическогоанализа и синтеза, развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциациизвуков, развитию ритмико-интонационной стороны речи, быстрому обучению детейчтению и письму, что является необходимым условием готовности к успешномуобучению в школе.

Разнообразные игровые упражнения спредставленными средствами способствуют:

Ø    более быстрому усвоениюпредставлений о звуке, его характерных особенностях: гласный, согласный,звонкий, глухой, твёрдый, мягкий

Ø    системности при автоматизациизвуков

Ø    развитиюзрительно-слухо-двигательной координации

Ø    развитию у детей самостоятельностии самоконтроля за собственным произношением

более быстрому обучению чтению иписьму.

 

 

Используемаялитература

 

1.                ВенгерА.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.Дошкольное воспитание. — 1982 — № 3.

2.                Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

3.                КошеГ. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопедов. –М., Просвещение. 1985г.

4.                КрупенчукО.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. – С-П. 2019г

5.                ГолубеваГ. Г. «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников». С.-П.2000г.

6.                ПожиленкоЕ. А. «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов) – м.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС. 2001-234C/

7.                РепинаЗ.А.Нейропсихологическое изучение детей. с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург2008.

8.                КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

9.                ВолковаЛ. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогикивысшего учебного заведения. 3-е издание переработано и дополнено –м.:Гуманистический издательский центр Владивосток, 2003-680с.

10.          Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопе­дической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет). СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-352 с.

11.           ОвчинниковаТ.С. Логопедические распевки. КАРО, 2009.

12.           Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение ккомплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2005. — 48 с. — (Практическая логопедия.).

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет