Эффективные приёмыиспользования логопедических технологий в речевом развитии детей дошкольноговозраста
снарушением речи.
Иванова С.Ю.
учитель-логопед
МБДОУ № 87,
Г. Миасс,
Челябинская обл.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а назавтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессеобучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшегоразвития».
Л. С. Выготский.
Для успеха коррекционной логопедическойработы необходима совокупность целого ряда факторов, и прежде всего, достаточновысокий уровень сформированности у детей психических процессов /восприятия,внимания, памяти, мышления/, познавательных интересов и активности ребёнка,хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, а также устойчиваяпространственная ориентировка.
Важную роль играетэмоциональный настрой ребёнка, его желание к взаимодействию в работе,способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха в процессекоррекционного обучения.
Именно поэтому становитсяактуальной проблема поиска оптимальных, интересных и доступных для ребёнкасредств логопедического взаимодействия.
Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детейдошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий,которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но иобеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы сдетьми.
Организация речевого развития детей в образовательной деятельностипредусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии – это система методов, способов,приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижениепозитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитииребёнка в современных условиях.
Организуя работу по речевому развитиюдетей нашей группы, использую традиционные технологии по развитию речи свключением нестандартных технологий, методов и приёмов, разработанных в соответствиенаучных положений Л.С.Выготского, М.М.Кольцовой, З.А.Репиной, Т.А.Ткаченко.
Технологиямоделирования.
Моделирование — способ, при котором речевая действительность можетбыть представлена в наглядной форме. Модель – это зрительная схема объекта,явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенныеформы, стороны и свойства.
Впроцессе организации речевой деятельности с детьми использую моделизвуков, слов, предложений, алгоритмов для составления предложений, рассказов,зрительные тренажёры для автоматизации звуков, звукового анализа слова.
Для формированияфонематических процессов и развития звукового анализа и синтеза в процессеобучения детей чтению и письму использую зрительные символы гласных исогласных звуков по технологии Т.А.Ткаченко, но с применением нестандартныхигровых приёмов и средств для развития речи наших дошкольников, с включениемдвигательных, логоритмических, кинезиологических упражнений.
Модели — символы звуков применяю вобразовательной деятельности по формированию фонематических процессов иобучению грамоте в качестве различных игровых средств: звуковые дорожки,звуковые ладошки, звуковые домики, звуковые гномики, звуковые кубики, звуковаяромашка, в индивидуальной работе с детьми в тесном взаимодействии своспитателями и родителями.
Система работы со звуковой модельювключает этапы:
Ø слушание эталона звука /как звучит?/
Ø сопоставление со звучаниемокружающих предметов, объектов /на что похож? /
Ø определение символа звука
Ø определение места образованиязвука /артикулирование звука – где живу?/
Ø определение качественныххарактеристик
Ø выделение звука среди другихзвуков, в слогах, словах, предложении
Ø образование слогов, слов с даннымзвуком
Ø знакомство с буквой
Представленные методы и средства речевогоразвития наших воспитанников использую в образовательной деятельности,индивидуальной работе, в качестве рекомендаций для родителей.
Организация образовательнойдеятельности по речевому развитию детей с речевыми нарушениями с использованиемтехнологии моделирования и нестандартных игровых средств и х приёмов работы сними способствует совершенствованию процессов зрительного, слухового идвигательного восприятия, развитию фонематического слуха, фонематическогоанализа и синтеза, развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциациизвуков, развитию ритмико-интонационной стороны речи, быстрому обучению детейчтению и письму, что является необходимым условием готовности к успешномуобучению в школе.
Разнообразные игровые упражнения спредставленными средствами способствуют:
Ø более быстрому усвоениюпредставлений о звуке, его характерных особенностях: гласный, согласный,звонкий, глухой, твёрдый, мягкий
Ø системности при автоматизациизвуков
Ø развитиюзрительно-слухо-двигательной координации
Ø развитию у детей самостоятельностии самоконтроля за собственным произношением
более быстрому обучению чтению иписьму.
Используемаялитература
1. ВенгерА.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.Дошкольное воспитание. — 1982 — № 3.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
3. КошеГ. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопедов. –М., Просвещение. 1985г.
4. КрупенчукО.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. – С-П. 2019г
5. ГолубеваГ. Г. «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников». С.-П.2000г.
6. ПожиленкоЕ. А. «Волшебный мир звуков и слов» (пособие для логопедов) – м.: Гуманитарныйиздательский центр ВЛАДОС. 2001-234C/
7. РепинаЗ.А.Нейропсихологическое изучение детей. с тяжелыми нарушениями речи. Екатеринбург2008.
8. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
9. ВолковаЛ. С. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогикивысшего учебного заведения. 3-е издание переработано и дополнено –м.:Гуманистический издательский центр Владивосток, 2003-680с.
10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.-352 с.
11. ОвчинниковаТ.С. Логопедические распевки. КАРО, 2009.
12. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение ккомплекту пособий «Учим говорить правильно».- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2005. — 48 с. — (Практическая логопедия.).
