Интерактивныеформы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ как инструмент социальноговоспитания семьи
МиняеваТ. Г.,
социальныйпедагог,
Детскийсад № 261 ОАО «РЖД»
На сегодняшний деньважной остается проблема взаимодействия детского сада и семьи. Актуальнымстановится социальное воспитание семьи– помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, выполнениеродительских функций, обучение родителей навыкам воспитания ребенка и такимспособам жизни в семье, благодаря которым жизнь всех членов семьи улучшится,раскрытие воспитательного потенциала семьи. Воспитательный потенциал семьи– это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития исоциализации ребенка. Основным элементом воспитания родителей становитсяформирование способности осознавать содержание своих межличностных коммуникацийи прогнозировать их последствия для личности ребенка.
В своей работе мы опираемся на понятие «социальноевоспитание семьи», в определение которого входит:
ü усвоениезнаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию,
ü приобретениезнаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков,
ü деятельность,опирающаяся на убеждение, что определенные знания помогут людям стать хорошимиродителями и что эти знания можно усвоить,
ü ориентацияна поставленные задачи
Важно понимать, что в компетенциюсоциального педагога детского сада не входят психотерапия дляродителей, консультации по вопросам брака и семьи или семейная терапия, помощьродителям в их освобождении от комплексов собственного детства, рассмотрениепроблем взаимоотношений между людьми в целом.
Мы полагаем, что необходимостьработы по социальному воспитанию семьи основывается:
— на потребностиродителей в поддержке,
— на потребности самогоребенка в образованных родителях,
— на существованиибесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемамиобщества.
Следовательно,необходимость воспитания родителей можно обосновать благополучием ребенка исемьи в целом либо общественной значимостью данной проблемы. Воспитаниеродителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюденияпринципа добровольности является здоровой социальной функцией.
Семья и дошкольноеучреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функцииразличны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Заинтересоватьродителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительноеотношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада можно через интерактивныеформы сотрудничества и взаимодействия. Положительной стороной данной формыявляется то, что родители – не пассивные слушатели и наблюдатели, а активныеучастники, родителям не навязывается готовая точка зрения, а их вынуждают думать,искать собственный выход из сложившейся ситуации. Родители стараются помочь ворганизации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что неменее важно, родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше егопонимать.
Работа по вовлечениюродителей в совместную деятельность в нашем детском саду ведется по четыремнаправлениям:
1.Информационно-аналитическое направление:через анкетирование, опросы, беседы, выявляются родительские запросы и интересы;
2. Просветительскоенаправление: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей через встречи-практикумы,мастер классы, круглые столы, работе родительского клуба «Молодая семья»,родительские собрания в активной форме и др.
3. Наглядно-информационноенаправление: используется для ознакомления родителей с работой детского сада,особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками через:
— разработку буклетов,информационных проспектов, фотовыставки, стенды для родителей, выставкитворческих работ детей;
— встречи соспециалистами детского сада, просмотр открытых занятий, мероприятий (ведутсяон-лайн трансляции и публикации в социальных сетях и на сайте детского сада).
4. Совместнаядеятельность используется для установления эмоционального контакта междупедагогами, родителями и детьми (праздники, совместный досуг, семейные старты,эстафеты, участие родителей в акциях, проектах, конкурсах, выставках).
Интересной ирезультативной формой являются выставки совместного творчества детей,родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок сталостимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом ксовместной деятельности детей и родителей. Родители проявляют интерес к такойтворческой форме работы и всегда принимают активное участие.
Все мы, сделав какую-либоработу, нуждаемся в оценке своего труда. Очень важный момент в системе работы ссемьей – поощрение активных родителей. За участие в выставках иконкурсах все семьи, которые не остались в стороне, награждаются грамотами иблагодарственными письмами учреждения.
Использование разнообразных интерактивныхформ взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшитьотношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширитьпредставления детей по различным образовательным областям. Дети становятсяболее раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными всебе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению ксверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детейформируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.И наша общая, совместная с родителями задача – правильно и умело помочь ребенкуприобрести социальные навыки.
