Интерактивныеметоды обучения
В педагогике имеется множествоопределений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «Методыобучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников,направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский);
Методы обучения — это, с однойстороны, методы преподавания, а с другой — учения (В. И.Андреев).
Методу обучения можно дать и такоеопределение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебногопроцесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития,воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление,как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализациипоставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаютсячерез правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достиженияцели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.
В мировой и отечественной практикепредпринято много усилий по
классификацииметодов обучения. Так как метод категория универсальная «многомерноеобразование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качествеоснований для классификаций. Разные авторы
используютразные основания для классификации методов обучения.
По характеру связимежду педагогом и обучающимися на учебном занятии можно выделить три основныхмодели обучения (Г.О. Аствацатуров):
Øмодель пассивного обучения;
Øмодель активного обучения;
Øмодель интерактивного обучения.
При пассивном обучении педагогработает со всеми преимущественно в едином темпе. Учёт индивидуальныхособенностей обучающихся в данной модели не предусмотрен. Педагог можетиспользовать индивидуальные задания, однако даже в этом случае он не стремитсяучесть индивидуальные особенности каждого ученика, руководствуясь другимисоображениями (чтобы увеличить интенсивность упражнений и самостоятельность ихвыполнения, увеличить количество опрошенных учеников, повысить накопляемостьоценок и т.д.).
При активном методе обучения педагогстремится активизировать деятельность всех обучающихся, педагог используетиндивидуальный подход к каждому из них, например, подбирая задания всоответствии с учебными возможностями ребёнка, с характером его учебныхзатруднений, с наиболее предпочтительными для него видами учебной работы. Приактивном обучении сильный ученик на уроке не скучает, поскольку учитель даётему задания повышенной сложности, развивая его способности. Слабый же неотстаёт, а сокращает отставание, подтягиваясь до среднего уровня.
Модель интерактивного обучениякоренным образом отличается от двух предыдущих тем, что основана насубъект-субъектной связи между обучающим и обучающимися. Оба они являютсяполноправными субъектами, вектор активности направлен как от учителя к ученику,так и от ученика к учителю (см. рисунок).
Интерактивное обучение- то означает,что обучающийся участвует в планировании и организации своей учебнойдеятельности, в её оценивании. Он может выбирать способы освоения учебногоматериала, средства и источники обучения. Его активность в учебном процессемаксимальна.
Главные достоинства моделиинтерактивного обучения: наибольшие возможности для развития личностиобучающихся, формирование у них познавательной самостоятельности, навыковсамообразования и саморазвития с применением современных средств и способовдеятельности.
