Использованиепроблемного обучения при изучении опасных и чрезвычайных ситуациях.
Безопасность– объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечениябезопасности объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеютмногоплановый характер. С развитием социума категория безопасность претерпеласущественные изменения сегодня распространяется на объекты любой природы, живойи не живой, получив тем самым статус общенаучной проблемы. (И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов)
Теориябезопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полногоспектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой ивыявления исчерпывающей системы мер безопасности. (Сапронов В.В.)
Обеспечениебезопасности в период социальных потрясений, стихийных бедствий, техногенныхаварий, войн, террористические акты представляют собой актуальные проблемы длякаждого человека.
Учитываяопережающую функцию современного образования в целом, образование в областибезопасной жизнедеятельности обладает значительным потенциалом дистанционногорешения обозначенных проблем. В этой связи, технология проблемного обученияпредставляется наиболее адекватной для решения обозначенной задачи.
Основыбезопасности жизнедеятельности решает задачи, востребованные в повседневнойжизни, позволяющие адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные ичрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Проблемноеобучение предполагает не только усвоение результатов научных исследований, но исамого пути познания, способов творческой деятельности. В основе лежитличностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритетпоисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основным элементомявляется проблемная ситуация.
Проблемная ситуация — это интеллектуальноезатруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению,процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогдачеловек начинает искать новые. (А.М. Матюшкин). Таким образом, проблемная ситуация — этоситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, какобъяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновенияпознавательной потребности. Проблемная ситуация содержит следующие основныекомпоненты:
1) неизвестные знания;
2) противоречие, когда прошлого опытанедостаточно для выхода из затруднения;
3) познавательная потребность как внутреннееусловие, стимулирующее мыслительную деятельность;
4)интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Проблемная ситуацияявляется дидактическим условием для выдвижения и формулировки учебной проблемыи составляет результат определенного этапа профессиональной деятельностипедагога по структурированию учебного материала.
Длярешения обозначенной задачи, нами разработана и реализуется методика изученияопасных и чрезвычайных ситуациях на основе проблемного изучения. Нами былиобозначены следующие этапы решения проблем обеспечения безопасного поведенияв опасных и чрезвычайных ситуациях:
1. Проблемно-инициативный;
2. Проблемно-гипотетический;
3. Проблемно-конструктивный;
4. Проблемно- рефлексивный.
Проблемно-инициативныйэтап— это этап создания проблемной ситуации,осознание проблемы, например при изучении темы «Опасные и чрезвычайныеситуации» учитель может задать вопрос обучающимся
В условияхсовременного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострилисьи приняли характерные черты проблемы выживания человека.
— Как выдумаете, с чем это связано? Ответы учащихся.
Проблемно-гипотетическийэтап- это этап выдвижения гипотезы.
Нашазадача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действоватьпри их возникновении.
С чегоначнем нашу подготовку к безопасной жизни?
Обратимсначала наше внимание на понятие «безопасность».
Безопасность– это состояние, при котором ничего не угрожает. Это состояние защищённостичеловека, его имущества и окружающей среды от воздействиянеблагоприятных факторов.
Проблемно-конструктивный этап-это доказательство илиопровержение гипотезы.
А, что же такое опасная ситуация?
Опасны ли данные ситуации? В чем ихопасность? Ответы учащихся.
Такимобразом, опаснойназывается ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровьючеловека. Запись в тетрадь.
Проблемно-рефлексивный этап-этапобобщения и подведение итогов, вывод данной проблемы.
В заключение урока необходимо отметить, что абсолютнаябезопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью,но все же возможны опасные явления природного, техногенного илисоциального характера, от которых не будет защиты
В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личнойбезопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек долженформировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что,несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайныхситуаций.
Результаты опытно-экспериментальной работыпоказали эффективность выбранной методике
Список использованной литературы
1. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обученияна Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1986.№ 7
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение.Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1995
3. Матюшкин А. М . Проблемные ситуации в мышлении и обучении.М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186