X-PDF

Статья на тему Использование проблемного обучения при изучении опасных и чрезвычайных ситуациях

Поделиться статьей

Использованиепроблемного обучения при изучении опасных и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность– объективная потребность любой жизнедеятельности. Проблемы обеспечениябезопасности объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеютмногоплановый характер. С развитием социума категория безопасность претерпеласущественные изменения сегодня распространяется на объекты любой природы, живойи не живой, получив тем самым статус общенаучной проблемы. (И.Я. Лернер, А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов)

Теориябезопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полногоспектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой ивыявления исчерпывающей системы мер безопасности. (Сапронов В.В.)

Обеспечениебезопасности в период социальных потрясений, стихийных бедствий, техногенныхаварий, войн, террористические акты представляют собой актуальные  проблемы длякаждого человека.

Учитываяопережающую функцию современного образования в целом, образование в областибезопасной жизнедеятельности обладает значительным потенциалом дистанционногорешения обозначенных проблем. В этой связи, технология проблемного обученияпредставляется наиболее адекватной для решения обозначенной задачи.

Основыбезопасности жизнедеятельности решает задачи, востребованные в повседневнойжизни, позволяющие адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные ичрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Проблемноеобучение предполагает не только усвоение результатов научных исследований, но исамого пути познания, способов творческой деятельности. В основе лежитличностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритетпоисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.  Основным элементомявляется проблемная ситуация.

Проблемная ситуация — это интеллектуальноезатруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению,процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогдачеловек начинает искать новые. (А.М. Матюшкин). Таким образом, проблемная ситуация — этоситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, какобъяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновенияпознавательной потребности. Проблемная ситуация содержит следующие основныекомпоненты:

1) неизвестные знания;

2) противоречие, когда прошлого опытанедостаточно для выхода из затруднения;

 3) познавательная потребность как внутреннееусловие, стимулирующее мыслительную деятельность;

4)интеллектуальные возможности учащегося к «открытию» нового. Проблемная ситуацияявляется дидактическим условием для выдвижения и формулировки учебной проблемыи составляет результат определенного этапа профессиональной деятельностипедагога по структурированию учебного материала.

Длярешения обозначенной задачи, нами разработана и реализуется методика изученияопасных и чрезвычайных ситуациях на основе проблемного изучения. Нами былиобозначены следующие этапы решения проблем обеспечения безопасного поведенияв опасных и чрезвычайных ситуациях:

 

 

1.    Проблемно-инициативный;

2.    Проблемно-гипотетический;

3.    Проблемно-конструктивный;

4.    Проблемно- рефлексивный.

 

Проблемно-инициативныйэтап— это этап создания проблемной ситуации,осознание проблемы, например при изучении темы «Опасные и чрезвычайныеситуации» учитель может задать вопрос обучающимся

В условияхсовременного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострилисьи приняли характерные черты проблемы выживания человека.

— Как выдумаете, с чем это связано? Ответы учащихся.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Проблемно-гипотетическийэтап- это этап выдвижения гипотезы.

Нашазадача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действоватьпри их возникновении.

С чегоначнем нашу подготовку к безопасной жизни?

Обратимсначала наше внимание на понятие «безопасность».

Безопасность– это состояние, при котором ничего не угрожает. Это состояние защищённостичеловека, его имущества и окружающей среды от воздействиянеблагоприятных факторов.

 

Проблемно-конструктивный этап-это доказательство илиопровержение гипотезы.

А, что же такое опасная ситуация?

Опасны ли данные ситуации? В чем ихопасность? Ответы учащихся.

Такимобразом, опаснойназывается ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровьючеловека. Запись в тетрадь.

Проблемно-рефлексивный этап-этапобобщения и подведение итогов, вывод данной проблемы.

В заключение урока необходимо отметить, что абсолютнаябезопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью,но все же возможны опасные явления природного, техногенного илисоциального характера, от которых не будет защиты

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личнойбезопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек долженформировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что,несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы­чайныхситуаций.

Результаты опытно-экспериментальной работыпоказали эффективность выбранной методике

 

Список использованной литературы

1.    Лернер И.Я. Вопросы проблемного обученияна Всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. 1986.№ 7

2.    Махмутов М.И. Проблемное обучение.Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1995

3.    Матюшкин А. М . Проблемные ситуации в мышлении и обучении.М.: Педагогика. 1972 г. С. 170—186

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет