Консультация для родителей
Кризистрёх лет
Развитие ребёнка происходитпоследовательно, но неравномерно. При переходе с одной возрастной ступени надругую наступает кризис.
Кризисы – это относительно короткиепериоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается нановую жизненную ступень.
Как только ребенкуисполняется три года, его мир начинает меняться.
Это чувствуют и видятвсе.
Такой критическийвозраст является настоящим испытанием, ведь ребенок переходит из этапа раннегодетства в дошкольный период.
Казалось бы, что ещёвчера ребенок было спокойным и послушным и вдруг, что-то сломалось — ребенкакак подменили. Он резко стал упрямым, с ним сложно договориться и о чём-топросить.
Физиологическоеобоснование «кризиса трёх лет»
В возрасте трех летребенок начинает ощущать себя взрослым человеком, личностью. Он уже невоспринимает себя и мать, как одно целое — ему интересно собственное «я». Онначинает формировать мнение о себе, как о самостоятельном человеке. Ребенокзапоминает события собственной жизни и учится интерпретировать их.
В этом возрасте у негоначинает активно развиваться волевая и чувственная сфера личности.
Ребенок учится пониматьмир, основываясь на собственных эмоциях, отношениях окружающих людей, ихпоступков. Он переходит от предметной игры к ролевой. В этот период ребенокактивно подражает различным персонажам сказок, животным и родителям.
В три года приходитосознание собственных границ — что можно, а что нельзя, что плохо, а что —хорошо.
Характеристика«кризиса трёх лет»
Выделяются следующие признаки:
· негативизм, когда ребенок начинает давать негативную оценку всегопроисходящего. Любая ваша просьба часто воспринимается «в штыки». Главнаязадача — сделать наоборот и не так, как вы хотите. К примеру, ребенок хочет напрогулку, но как только это предлагают мать или отец, он сразу отказывается;
· упрямство — проявляется во всем. Ребенок делает все возможное,чтобы его мнение начинали уважать, чтобы с ним считались;
· своеволие и желание делать все самому в трехлетнем возрасте — этообычное дело, позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вызнаете, что это ему не по силам. Если что-то получилось, обязательно похвалитеего;
· деспотизм часто бывает в семьях, где есть только один ребенок, нафоне потакания всегда и во всем;
· ревность — обычное явление там, где есть несколько детей. При этомтрехлетний ребенок может считать, что его младший брат или сестричка не имеютникаких прав в этой семье;
· протест-бунт — споры со взрослыми становятся постоянным явлением,это ответ на давление со стороны родителей и их желание все решать. Бурнаяэнергия ребенка должна найти выход, а если ее сдерживать, она выливается в видеэмоций: гнева, истерик, агрессии;
· обесценивание —то, что раньше интересовало, уже не нужно. В этотпериод ребенок может начать говорить плохие слова, сквернословить, ломатьлюбимые игрушки и так далее. Направляйте энергию ребенка в мирное русло.Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы,подключите свою фантазию.
Какпреодолеть этот период?
«Кризис трех лет»необходимо пережить. При этом очень важно выполнять несколько простыхрекомендаций:
1. Поощряйте всестремления ребенка познать себя и свои возможности. Рисуйте с ним, играйте,разговаривайте, спрашивайте его мнение;
2. Если ребенок хочетсамостоятельности — дайте ему возможность делать что-то своими руками,почувствовать свою значимость. Если не получилось, не ругайте — хвалите запопытку и дайте понять, что в следующий раз получится;
3. Не делайте сами то,что не вышло у ребенка. Это со временем может войти в привычку;
4. Очень важно выделятьи хвалить те черты характера, которые вам нравятся. Противоположные лучше неподдерживать вовсе. Истерикам потакать нельзя — единственная возможностьпредотвратить или прекратить истерику — переключить внимание на что-то другое;
5. Родители должны бытьпримером для своего ребенка!
Значениеролевых игр в преодолении «кризиса трёх лет»
• Можно придумать«важную работу» — готовить еду для любимых кукол, создавать новую картину илистроить дом. Ребенок должен почувствовать самостоятельность через игру;
• Сочиняйте со своимребенком новые сказки. Можно разыгрывать те или иные сцены, менять сценарии;
• Играйте в воспитаниелюбимой игрушки малыша. Представьте всё таким образом, что кукла ведет себяплохо, и вы вместе воспитываете её.
«Кризис трёх лет» — этообычное явление в жизни каждого ребенка. Он становится взрослее,самостоятельнее, превращается в личность.
Что жеделать, как помочь ребенку и себе?
-Предоставьте ребѐнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.
-Предусматривайте в своѐм расписании запас времени на самостоятельные попыткиребѐнка сделать то, что вы собирались сделать сами. Например: вы собрались вгости. Ребенок, говорит, что он хочет сам одеться. Мама нервничает, что маловремени и одевает сама. Итог – малыш в слезах у мамы испорченное настроение.
Другойвариант: Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока.В процессе одевания ребѐнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеватьсясамостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребѐнкуодеваться самостоятельно. В конце она ему поможет. Научитесь переключатьвнимание ребенка. Ребѐнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобысказать ребѐнку: «Сейчас мы пойдѐм гулять», можно спросить: «Мы пойдѐм гулятьна детскую площадку или в парк?». Негативизм ребѐнка можно использовать в своихцелях. Например, если вы хотите пойти с ребѐнком в гости , то можно предложитьему остаться дома. Ребѐнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойду стобой!» Если ребѐнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать напублику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например,если ребѐнок на детской площадке лѐг на землю, и стучит кулаками (в истерике),то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое жеположение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагироватьна истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезночто-либо объяснять ребѐнку. Дождитесь окончания. И в конце хочется сказать:«Любите ребѐнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым изаплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым.Любите его всегда. Пусть он это знает и видит»
Библиографическийсписок
1. Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах: Подредакцией Д.И. Фельдштейна. — Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж: НПО «МОДЭК»,1995, 416с.
2. Ермолаева М.В. Психология развития.-3-е издание, стереотип. — М.:Издательство Московского психолого-социального института.2006, 376с.
3. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет. — Мама ималыш. — 2005. — № 10.
