УховаЕлена Геннадьевна,г. Могилев, Беларусь
Использование логопедического тейпирования, какэффективной практики обучения детей с особенностями психофизического развития
Образовательный процесс в современной школе организуетсяна основе достижений в области науки и техники, реализуемых в отрасляхэкономики и социальной сферы инновационных проектов [1].
Современное состояние образования отличается активнымвнедрением в деятельность школы образовательных практик, технологий, которыенаиболее успешно помогут добиться результативности в деятельностиучителя-дефектолога.
В обучении детей с особенностями психофизическогоразвития наибольшее распространение получают коммуникативные технологии,образовательные технологии в условиях интегрированного обучения, технологиииндивидуальной коррекционно-развивающей работы, игровые, информационные издоровьесберегающие технологии.
Одной из инновационных иэффективных практик в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ОПФРявляется логопедическое тейпирование (кинезиотейпирование).
Метод кинезиотейпирования был разработан японскиммануальным терапевтом, доктором Кензо Касе. Впервые метод был представлен на олимпиаде в Сеуле в1988 году. Кинезиотейпирование начало распространяться и набрало высокуюпопулярность не только среди спортсменов, но и среди логопедов, косметологов имассажистов [2, с. 266].
Логопедическое тейпирование – этометод, который позволяет привести в норму тонус мускулатуры артикуляционногоаппарата и улучшить качество речи.
Суть тейпирования – нанесениеэластичной ленты на кожу ребенка, которая через кожу влияет на расположенные вней рецепторы и нервные окончания и оказывает рефлекторное воздействие, неограничивая свободу движения.
Различают следующие виды тейпов:эластичные ленты, кросс тейпы (тейпы в виде сеток с четным количествомотверстий), магнитотейпинг (магнит постоянного магнитного поля низкой частоты, который крепится к телу с помощью тейпа).
Тейпирование при речевыхнарушениях как средство помощи используется не так давно, но уже показало своюэффективность в следующих проблемах:
— Нарушение звукопроизношения;
— Слюнотечение, нарушение глотания;
— Приоткрытый рот, нарушенияжевания;
— Дисфункциявисочно-нижнечелюстного сустава.
Метод тейпированиядействует на артикуляционную мускулатуру следующим образом:
— Лифтинг эффект – тейпприподнимает ткани над артикуляционными мышцами, улучшая микроциркуляцию илимфоотток, необходимые условия для функционирования мышц;
— Стимуляция рецепторов– проприорецепторы, стимулируемые тейпом, подают рефлекторный сигнал длянервной системы о мышечной проблеме;
— Эффект раздражения –создание непривычного положения для мышц приводит к их движению, что создаетусловия для правильного речевого стереотипа.
В своей профессиональной деятельностилогопедическое тейпирование я использую в течение года. Хочу отметить, чтоблагодаря применению тейпирования на практике, повысилась результативность иэффективность коррекции нарушений речи у детей с ОПФР.
Приведу примеры нескольких аппликаций, с применениемразных видов тейпов, которые чаще всего использую в своей работе.
При постановке шипящих звуков, дляформирования чашечки, хорошо «работает» аппликация на двубрюшную мышцу (онатянет язык назад).Начало мышцы находится на нижней челюсти, далее мышца направляется кподъязычной кости. Следует накладывать кросс тейпы на начало мышцы и месту крепления кподъязычной кости. Для усиления эффекта можно тейпировать лицевой нерв. Ониннервирует переднее брюшко двубрюшной мышцы.
При нарушении голосовой функции (хрипота,осиплость, слабость голоса) применяю тейпирование классическим тейпом грудиноподъязычнойи лопаточноподъязычной мышцы. Данная аппликация позволяет ребенку лучшечувствовать свое горло, например, когда ребенок хорошо произносит глухие звуки,а звонкие не получаются.
При гипертонусе корня языка, с которым невсегда успешно удается справиться при помощи массажа, эффективна аппликация сиспользованием магнитофоров. На время занятия на кожу под подбородкомприклеивается один магнит, который фиксируется классическим тейпом. Одним изэффектов является временное появление «каши во рту» у ребенка, но с каждойпроцедурой язык становится более послушным.
Речь ребенка напрямую связана с развитиемили использованием мелкой моторики. Для того, чтобы обеспечить тонкую моторикупальцев рук, чтобы появилась чувствительность кисти на каждый палец накладываемаппликацию классическим тейпом между ногтевой пластиной и первой фалангой. Стакой аппликацией увеличивается точность движения пальцев. Я рекомендуюначинать работу с мелкой моторикой именно с этой аппликации.
Следует отметить отсутствие отрицательноговлияния логопедического тейпирования. Этот метод не имеет возрастныхограничений. Наличие тейпа придает учащемуся некоторую уникальность. Данный методтакже плодотворно можно использовать в условиях дистанционного обучения, еслиродители будут сами наклеивать подготовленные учителем-дефектологом тейпы вдомашних условиях.
Представленный метод логопедическоготейпирования будет способствовать повышению эффективной деятельностиучителей-дефектологов в целом. От профессиональных умений учителя зависит успешность его работы и егосоциальный статус.
Список использованных источников
1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 января 2022 г.№ 154-З. Об измененииКодекса Республики Беларусь об образовании. Принят Палатойпредставителей 21 декабря 2021 г. Одобрен Советом Республики 22 декабря 2021г.
2. Визель, Т.Г.Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. — М.:АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
