X-PDF

Статья на тему Методы работы в период дистанционного обучения в классе фортепиано

Поделиться статьей

Методыработы

в период дистанционногообучения в классе фортепиано

 

         ЯскевичАлла Закировна,

преподавательвысшей категории

поклассу «фортепиано»,

 директорГУ ДО ЛНР «ДШИ № 4 г. Стаханова»

г.Стаханов, Луганская Народная Республика, РФ

 

Аннотация. В даннойстатье преподаватель рассматривает принципы и методы работы с учениками поклассу фортепиано в период дистанционного обучения. Обобщает свой личный опытработы с учениками и родителями, затрагивая сложности и возможности  данногопериода.

 

 Ключевые слова: дистанционноеобучение, видеоуроки.

 

Вступление.

В этой статье яхотела бы поделиться опытом работы с учениками в дистанционном формате. Такойвид обучения, безусловно, вынужденный, но возможный.

Хочу описать формуработы в классе фортепиано, которая приемлема для любых индивидуальных занятийна музыкальном отделении. Возникла такая форма работы в результате ковидныхограничений, а свое развитие и закрепление на неопределенный период получила вовремя прохождения боевых действий на нашей территории, которые приняли активнуюфазу в 2022 году, во втором полугодии 2021-2022 учебного года. Почти всеученики остались в городе, но из-за постоянных обстрелов мы не могли пригласитьдетей на уроки. И в тоже время необходимо было чем-то ребят отвлечь от происходящихсобытий, чтобы сохранить их психику. А это значит, что наши уроки в эти моментыявлялись и своеобразной психологической разгрузкой для учеников, а когда детине паникуют-немного успокаиваются и родители. Все начинают понимать пользу этихвидео уроков, стараются прикладывать усилия для поддержания такого вида работыпонимая, что эта ситуация временная, а знания нужно получать и можно получатьдаже в таком формате.

Задачи дистанционногообучения:

1.       Продолжитьобразовательный процесс с учащимися, невзирая на сложившуюся ситуацию.

2.       Сохранитьконтингент класса, школы.

Целидистанционного обучения:

1.       Освоитьдистанционное обучение в направлении музыкального инструментальногоисполнительства с минимальным ущербом для психики ребёнка.

2.       Суметьподдержать уровень исполнительского мастерства учащегося, соответствующийпрограммным требованиям.

Ход работы.

С чего же начатьвидеозанятия? Выясняем какими техническими средствами мы будем пользоваться. Изпрактики — телефоны, планшеты, ноутбуки. Работаем в Viber, WhatsApp, Telegram, можно поSkype. Используем,конечно же, личную аппаратуру!

Составляемрасписание вместе с учениками и родителями. Ученики средних и старших классовмогут самостоятельно устанавливать телефоны для урока, поэтому и расписание сними создается свободней. А вот с учениками младших классов нужно составлятьрасписание с учетом свободного времени родителей, а это может быть и вечернеевремя, и выходной день. Появляется новый нюанс — родители малышей присутствуютна каждом вашем уроке, и если вы проводите уроки интересно, грамотно,результативно, то приобретаете в лице родителей союзников, которые еще ипроконтролируют подготовку ученика к следующему уроку!

Далее, на чтонужно обратить внимание! Занимаясь по видео, преподаватель сразу же заметит, вкаких условиях работает ученик дома, настроен ли инструмент, достаточно лиосвещения, как сидит ученик за инструментом, что ему мешает во время урокасосредоточиться, все это можно откорректировать с помощью родителей в короткийсрок. Уроки должны начинаться вовремя, проходить исключительно в деловой, позитивнойи только позитивной атмосфере! К уроку ученик должен приготовить ноты,карандаш, нотную тетрадь. Должен быть аккуратно одет.

Преподавательдолжен проанализировать репертуар ученика, его сложность. Для видеоуроков сучениками не следует выбирать сложные по тексту и объёмные произведения. Дляначала дети должны почувствовать, что они спокойно преодолевают все трудности.Им не должно быть слишком сложно, иначе раздражение и утомление на урокепоявятся очень быстро.

Работать можно надвсеми формами произведений, обязательно и над гаммами. Во время работы внимательноследим за учеником и помним — мы не должны своими замечаниями и отработкойвызвать негатив и раздражение, чувствуем ученика! Останавливаемся на небольшихэпизодах. Во время работы ноты должны быть как у ученика, так и у преподавателя- это обязательно!

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Если во времяработы не удается исправить какой-то момент, то его нужно оставить доследующего урока. Возможно, ученик самостоятельно выучит этот эпизод кследующему уроку. Разбираем все трудные места отдельно каждой рукой,ограничиваясь предложением, а может быть даже фразой, смотря что, посильноученику.

Отдельно хотела бысказать о работе над аппликатурой в этюдах. Конечно же, обращаем вниманиеученика на эти моменты. Но бывает, что стоит оставить эту назойливую работу ине добиваться идеального исполнения – оно не появится, потому что педагог нерядом!

В процессе работынад текстом мы доверяем ученику свою работу: подчеркнуть трудные места,отметить карандашом правильную аппликатуру, фальшивые ноты. Эта работа имнравится, и в дальнейшем дети стремятся исправить отмеченные ими моменты.

Нужно обязательно ещеотметить и то, что во время урока необходимо работать над новыми произведениямии обязательно повторять уже выученные пьесы, этюды и другие формы. Это длятого, чтобы ребенок не зацикливался на разборе и на трудном процессе работы надпроизведением. Пусть каждый урок ученик чувствует себя исполнителем, артистом. Три,четыре произведения наизусть, в характере, пусть легких по тексту, ниже поклассу – лишь бы играл в удовольствие!

На сочетании«произведений в работе» и «готовых произведений» строится каждый урок.Заканчиваем урок обязательно исполнением выученных произведений, анализируем ихвалим наших деток за работу на уроке. Урок может быть, и сокращен по причинесамочувствия ребенка, сниженного эмоционального фона, связанного с окружающейситуацией.

Домашнее заданиеможно отправить по тем информационным сетям, по которым мы работаем с учеником.

 

Сложностивидеоурока:

1.    Невсегда хорошо работает интернет. Нужно приспосабливаться и находить в здании школыместо, где приём лучше.

2.    Преподавателюприходится вести урок на повышенных тонах, потому что постоянно кажется, чтотебя ученик плохо слышит.

3.    Частоне совпадает звук с движением пальцев при слабом интернете.       В этом случаепреподавателю необходимо сосредоточиться на том виде работы, который онпредполагает — проследить аппликатуру, например, отвлекаясь от звука.

4.     Урокидолжны проходить регулярно, что тоже является залогом успеха.

5.     Если идутсбои с интернетом, то необходимо перенести урок на другое время.

6.     Чтоневозможно добиться дистанционно, так это хорошей работы над звуком, надприкосновением к клавиатуре, над качеством звукоизвлечения. Тут даже не стоитоб этом думать! Это просто недостижимо без участия педагога рядом. Но цельногоисполнения произведения мы можем добиться, даже выстроить динамический план, попробоватьточно исполнить штрихи, понять характер произведения. И это уже немало длятаких занятий. Мы можем не добиться ловкого исполнения технически трудныхэпизодов, но будем к этому стремиться.

 

Периодически нужнопродолжать общаться с родителями, вместе обсуждать поведение ребенка, егонастроение, отношение к занятиям.

А вот занятия сучениками первого года обучения, на мой взгляд, должны приобрести вид урока «Слушаниемузыки». Мы приходим к ним в гости по видео, с музыкальными подарками в видепесенок, музыкальных историй и других увлекательных выдумок. Не касаемсязвукоизвлечения, ждем очных встреч! Здесь просто надо подождать и большезаниматься пением, ритмическим рисунком, слушать детский музыкальный материал,фантазировать под музыку. Организацией игровых движений преподаватель займетсятолько на очных занятиях во избежание в дальнейшем проблем с игровым аппаратом.

 

Положительныемоменты при дистанционном обучении:

1.       Находясьдома, практически в изоляции, дети не болеют, поэтому уроки носят регулярныйхарактер.

2.       В работенад произведениями ученики могут проявлять чудеса самостоятельности. Они всостоянии разучить новые эпизоды так, как ты от них не ожидаешь! В силусложившихся обстоятельств они могут уделять занятиям музыки больше внимания.

3.       Родители чащевникают в процесс обучения, понимая огромную психологическую и образовательнуюфункцию наших занятий.

 

Заключение.

Могу поделитьсяитоговыми результатами исключительно дистанционных занятий с учащимися втечение трех месяцев. Так, как такое обучение проходило во втором полугодии, томы успешно повторяли произведения, выученные в первом полугодии. Освоили новыегаммы (мажорные и минорные). Разобрали и выучили по нотам этюды и пьесы,несложные по тексту, но в соответствие с программными требованиями. Урокипроводились регулярно, дети воспринимали занятия позитивно, постоянно к нимготовились. Ученики смогли справиться с разбором произведений, исполнить ихцельно, с настроением, но качество исполнения, безусловно, страдало. Со всемиучениками мы смогли сдать академический концерт, записав на видео двапроизведения.

На началоследующего 2022-2023 года контингент класса сохранился. Но самое главное —  мыбыли очень рады встрече друг с другом. Все поняли ценность и значение очныхзанятий, да и всего нашего обучения.

В заключение должна сказать, что мыработали в экстремальных условиях вместе со своими учениками, их родителями,достойно преодолев сложнейший период в нашей жизни, работе и учебе. Будемнадеяться, что этот тяжелый опыт дистанционной работы будет нам полезен, ноприменять его мы будем в единичных случаях.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет