Можноли «вылечить» письменные ошибки на письме диктантами и чтением?
Соломаха Любовь Владимировна.,
учитель-логопед
Письмо и чтение считаются базовой платформой и инструментомдля обучения. Ученик, владеющий навыком чтения, понимающий мысли, выраженные окружающимив устной и письменной речи, способный быстро и грамотно записать прочитанное иуслышанное, легче и быстрее осваивает знания по всем дисциплинам. Количествоучеников, имеющих трудности освоения письменной речи,увеличиваетсяскаждымгодом.Представьте, только у 40% ребят в начальных классах выявляют дисграфию!
Чтотакое дисграфия? Под этим терминомподразумевается частичное нарушение письма, длякоторогохарактерныспецифические,однотипные и повторяющиеся ошибки. Распознать нарушение письменной речи поможетспециалист, так как самостоятельно родителям достаточно затруднительно понятьсвязаны ли эти ошибки с началом освоения норм русского языка и незнаниемграмматики или нет. Дисграфические ошибки внешне схожи с ошибками, которыепроявляются в процессе овладения письменнойречью.Всеребята проходят стадию начального обучения, когда встречается то илииноеколичествоошибок,которые закономерны для этого этапаобучения. Но у одной группы учащихся такие ошибки исчезают после определенной стадииовладения письменной речью, а у другой группы учащихся – нет. И без специальнойи своевременной помощи такие ошибки могут оставаться на протяжении всегошкольного обучения. Процесс преодоления таких нарушений — не быстрый. Могутпотребоваться месяцы, а то и несколько лет специальных занятий с логопедом.
Чтоже делать родителям?
ü Помните, что письменная речь тесно взаимосвязана счтением, и дисграфия в большинстве случаев является к ученику не одна. Несомненно,именно дислексия (нарушение навыка чтения) частая спутница дисграфии. Чтение утаких детей характеризуется крайне медленным темпом, имеет специфические ошибкии в большинстве случаев носит угадывающий характер. Случается, что ребенокиспытывает трудности и в понимании смысла прочитанного.
ü Не ждите, что дисграфия сама посебе исчезнет. Обращайтесь своевременно к квалифицированному специалисту–логопеду. Данный специалист знает не только основы русского языка, но и знаетмеханизмы письма и чтения, понимает, как работают структуры мозга, когда мычитаем или пишем.
ü Обязательно открыторазговаривайте с ребенком о его проблеме, не стоит избегать этой темы.
ü Настройте ребенка на преодолениетрудностей, придавая игровой или соревновательный момент в этой непростой идлительной борьбе.
ü Всегда поощряйте трудолюбие иупорство. Эти качества взрослые должны развивать непрерывно, не только научебном материале, но и путем выполнения постоянных домашних обязанностей.
ü Не заставляйте ребенкамногократно переписывать домашнюю работу или перечитывать тексты. Как минимумэто бесполезно при дисграфии и приводит только к утомляемости и неуверенности всвоих силах.
ü Помните, что ни один человек на свете не можетнаучиться сразу правильно читать и писать, проявите терпение и уважение кпроблеме своего ребенка.
Нарушение письменной речи в настоящее время вполне исправимы. Дисграфиюможно скорректировать, если своевременно обнаружить эту проблему и принятьсоответствующие меры. Но есть и те ученики,которые так и не смогут до концасправится с нарушением.Не всё корригируется, не всё компенсируется. Втаком случае стоит отдать предпочтение выбору профессий, где не столь важнаграмотная письменная речь.