X-PDF

Статья на тему Особенности адаптации младших школьников к воспитательно-образовательному процессу школы

Поделиться статьей

БеспаловаЕ.В.

учительначальных классов

МБНОУ «Гимназия №62»

 

Особенностиадаптации младших школьников к воспитательно-образовательному процессу школы

      Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов вжизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.Меняется их место в системе общественных отношений, весь уклад жизни,возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходятежедневные учебные занятия. Школа с первых же дней ставит перед ребенком рядзадач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьныенормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новымусловиям умственного труда и режима.

       Если этот процесс развивается успешно, ученик испытывает уверенность,психологический комфорт, его учебная деятельность складывается болееблагополучно, облегчается его социализация в обществе. Но нередко поступлениеребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности,эмоциональными проблемами, что связано с трудностями процессасоциально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучениянеизбежна, но одни дети успешно переживают ее, у других данный процессзатягивается, порождая негативные явления. Нереализованные ожидания, связанныес учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевогоили нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, ккоторым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могутспособствовать формированию у него повышенной тревожности и негативныхустановок к дальнейшему школьному обучению.

      Современный подход к образованию заключается в том, чтобы обеспечиватькомфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.Важнейшим условием этого является преемственность между дошкольным образованиеми начальной школой. Если начало обучения в школе не будет видимо отличаться отдошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но вто же время стремление ребенка к взрослению должно обязательно произойтиуспешно, породить уверенность в своих силах. Поэтому особое внимание нужноуделять тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности спрежним дошкольным опытом ребенка.

      Преемственность – непрерывность (неразрывность) развития ребенка на возрастных«границах» и особенно в период перехода от одной ступени образования к другой,которая требует единства целевых ориентиров, последовательности в цепиобразовательных задач, взаимопроникающих друг в друга и обеспечивающихпостоянное объективное и субъективное продвижение детей к новой возрастнойступени.

      Важна психологическая готовность ребенка к обучению. Главную роль играетвозникновение произвольного поведения, которое формируется в игровойдеятельности. От произвольности поведения зависит способность и возможностьвступать в коммуникацию, общаться со взрослыми и сверстниками. Не менее важнымявляется развитие интеллектуальной сферы и в первую очередь мышления.

      Для дошкольника характерен феномен эгоцентризма или децентрации (Ж. Пиаже). Помнению Д.Б. Эльконина[4], именно в ролевой коллективной игре происходятосновные процессы, связанные с преодолением «познавательного эгоцентризма».Важно развивать стремление ребенка к функциям ученика и качество речевогоразвития ребенка, которое тесно связано с развитием интеллекта и отражает какобщее развитие ребенка, так и уровень логического мышления.

       По определению В.В. Давыдова[3], дошкольный возраст самоценен тем, чтопозволяет ребенку осуществить самые разные виды деятельности – играть,рисовать, музицировать, слушать сказки, конструировать, помогать старшим. Этивиды деятельности дают достаточно много знаний, умений и навыков, развивающихих чувства, мышление и воображение.

        Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержаниюобучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формамучебно-воспитательной работы. Программы детского сада и начальной школыпредусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте,математике и письму.

        Однако если содержание образования в первом классе выстраивается в «школьнойлогике», игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка,назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса кучебе.

        В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетноеместо наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнемузначима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит таили иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использованиеигровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей,повышению интереса, ускорению обучения.

             По мнению А.В. Запорожца[5], готовность к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств,характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общегофизического, умственного, нравственного и эстетического развития.

        Обычно под готовностью ребенка к школе понимают общую и специальную готовность.К общей относится физическая и психологическая (интеллектуальная,социально-личностная, мотивационная) готовность. Под специальной понимаетсяготовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письма, чтения,вычислений).

         В широком плане готовность к школе находит свое выражение в способности детейрегулировать свои взаимоотношения с социокультурной средой, проявлять свойстваи качества, необходимые для овладения новыми видами деятельности и отношения кразличным сторонам действительности (к школе, к различным видам деятельности, квзрослым, сверстникам, себе). Исследования показали, что успешной адаптацииребенка к школе способствуют качества, характеризующие его волевую(внимательность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность,исполнительность, трудолюбие) и интеллектуальную (ум, сообразительность,любознательность, вдумчивость) сферы. Но самым значительным оказываетсястремление ребенка проявлять себе в новых условиях (активность).

          А вот к неудачам приводит другой набор качеств. Сообразительность еще не гарантируетребенку успешное включение в школьную жизнь. Наиболее негативно на процессадаптации к школе влияют недостаточное развитие волевой и социально-личностнойсфер.

          Таким образом, для оптимизации подготовки ребенка к школьному обучению необходимонаправленно развивать прежде всего социально-личностную и мотивационнуюготовность к школе.

          Мотивация предполагает мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающиеактивность и определяющие ее направленность. Основой для формирования мотивовявляются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны состремлением к узнаванию нового.

          Н.И. Гуткина[8] в своем исследовании пишет, что произвольность являетсяфункцией мотивации.

          Для того, чтобы поведение сознательно регулировалось, человек должен хотетьчто-то сделать или понимать, для чего ему это нужно. Исходя из результатовисследования, можно предположить, что недостаточное развитие произвольногоповедения и самоконтроля при поступлении в школу объясняется главным образомотсутствием у детей значимой мотивации к обучению в школе.

         В детстве у человека формируется самосознание и начинают складываться первыепредставления о себе. В связи с проблемой развития и формирования самосознанияв отечественной психологии рассматривается и самооценка личности ребенка. Поэтому вопросу можно выделить работы таких психологов, как Б.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин.

         Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и местасреди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнымрегулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека сокружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам инеудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека идальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязанийчеловека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому,что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведениестановится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышеннаятревожность). Самооценка получает объективное выражение в том, как человекоценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает ихпри завышенной самооценке).

         Свои особенности имеет самооценка у младших школьников. Самооценка — сложноеличностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Онавыполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебнойдеятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний,владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Естьтесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

          Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание имиавторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходитавторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, вэтом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которыевзрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видахдеятельности. Младшие школьники стоят на позиции: Я то, что обо мне говорятвзрослые и другие окружающие. В этом возрасте уже встречаются различные типысамооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

         Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влияниемучителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, каких оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительнаяоценка была общепризнана. Самооценка и связанный с ней уровень притязанийявляются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить отом, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влияниемучебной деятельности.

          Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идтина контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватнойсамооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываютсяпроигравшими.

          Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость частосвойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх,потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то частообижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятсякомпенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде бытьпервыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

           При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто оттакого ребенка можно услышать: Я — самый лучший (сильный, красивый). Вывсе должны меня слушать. Он часто бывает агрессивен с теми детьми,которые тоже хотят быть лидерами.

           В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияетта деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьномвозрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит врешающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью,успехами в учении. Учение как ведущая деятельность начинает корректироватьформирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу.Причем психологические исследования показывают, что самооценка младшихшкольников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих,прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собойкопию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учениковформируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых -низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятсяс низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтныеситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянностьребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность всебе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников,настороженно относятся к взрослым.

     Таким образом, преемственность является важнейшим инструментом непрерывногообразования. Сущность преемственности как связи между различными этапами илиступенями развития бытия и познания состоит в сохранении тех или иных элементовцелого или его отдельных сторон при изменении целого как системы, то есть припереходе из одного состояния в другое.

     Будучи психологически не готовыми к школе, младшие школьники через некотороевремя (как правило, тогда, когда кончились старые знания и приходится добыватьновые) начинают плохо учиться, мешать учителям и другим детям своим поведением,страдать от различного вида соматических заболеваний.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

     У ребенка при переходе к младшему школьному возрасту происходит изменениеотношения к самому себе. Как подчеркивают психологи, в младшем школьномвозрасте появляется адекватная самооценка, в отличие от дошкольника, которыйсчитает себя лучшим на свете. Причина тому, что ребенок снижает самооценку припереходе к младшему школьному возрасту связана с тем, что он по-новомуоценивает некоторые житейские ситуации. Эта способность также непосредственносвязана с учебной деятельностью: субъект превращает себя из незнающего взнающего, из неумеющего – в умеющего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Битянова,М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.:Совершенство, 1997. — 298 с.

2.Герц,Е. Н. Психологическая  адаптация  учащихся  1-х  классов [Текст] / Е. Н. Герц,Е. А. Кутузова // Завуч начальной  школы.-2008.- № 4. — С. 59-66.

3.Давыдов,В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственностидошкольной и начальной школьной ступени [Текст] / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев// Вопросы  психологии.- 1997. -№ 1. -С. 3-18.

4.Детскаяпсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б.Эльконин; ред.-сост. Д.Б. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр«Академия», 2007. — 384 с.

5.Запорожец,А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Подредакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. / М., 1980.

6.Маркович,Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе[Текст] /  Д.Н. Маркович//Пачатковая школа. –2009. –№7. –С.18-22.

7.Педагогическаяпсихология [Текст] /  под ред. А.И. Раева. — СПб.,1999.

8.Психологическаяготовность к школе [Текст] /  Гуткина Н.И.—— М.: Академический Проект, 2000. —3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

9.Ускова,М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе[Текст] /М.В. Ускова// Логопедия. –2007. –№4. –С.26-29.

10.Шалавина,Т.И. Педагогическое сопровождение социально- профессионального самоопределениядетей-сирот [Текст] / Т.И. Шалавина, М.П. Пальянов, Е.А. Пахомова //Педагогика.-2014.-№3.-С.52-61.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет