X-PDF

Статья на тему Патриотическое воспитание на уроках литературы

Поделиться статьей

       Патриотическое воспитание на уроках литературы

         

                 Патриотизм,чей бы то ни был, доказывается не словом,  

                                   аделом.

                                                                                                                      Виссарион Белинский

К сожалению , в наше время положение общества характеризуется нетолько мировым экономическим кризисом, но и кризисом духовным. Нравственное становление детей, их жизненное самоопределение – важнейшаясоставляющая общественного развития. При этом  школа была и остается одним изосновных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс,нравственное совершенствование учащихся. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемывоспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено наформирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина .

 

Пониманиепатриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнямив глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отцаи матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность,рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли,  Руссо, Фихте.

Запоследнее время все большее распространение  приобретает взгляд на патриотизмкак на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный,нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Патриотизмолицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей,культурой, достижениями, проблемами,  самоотверженноу, вплоть досамопожертвования, служение Родине.

Важнейшейсоставной частью воспитательного процесса в современной российской школе являетсяформирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеютогромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святыньукрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за еемогущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностейобщества, развивается достоинство гражданина страны.

Истинныйпатриотизм  включает в себя уважение к другим народам и странам, к ихнациональным обычаям и традициям и неразрывно связан с культуроймежнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональныхотношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическомединстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, котороевключает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к нейлюбви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовнойсвязи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими деламиукреплять могущество и независимость».

Содержаниепонятия патриотизма включает в себя:

-чувствопривязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-уважительноеотношение к языку своего народа;

-заботуоб интересах Родины;

-осознаниедолга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы инезависимости (защита Отечества);

-проявлениегражданских чувств и сохранение верности Родине;

-гордостьза социальные и культурные достижения своей страны;

-гордостьза свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

-уважительноеотношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям итрадициям;

-ответственностьза судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящатьсвой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

-гуманизм,милосердие, общечеловеческие ценности.

Природа,родители, родственники, Родина, народ — не случайно однокоренные слова. Поопределению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, воснове которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности,любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы невыбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

 

Патриотическоевоспитание — важнейшее направление работы по формированию морально-политическихкачеств учащихся.

Именнодетский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себеделают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детственаходится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков,объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такоесобытие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизньребенка. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях -преподавателя и классного руководителя, воспитателя.

Переднами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитаниястоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие — это слово,художественная речь, книга. А «Книга, — по словам А. Герцена, — этодуховное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше,начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдыхчеловеку, заступающему на его место».

Сталкиваясьежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для достойного воспитания юныхграждан нашей страны.

Формированиепатриотизма в нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальнаяидея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России.Тема патриотизма — ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских. Впоследнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны. Любить надосвою страну такой, какая она есть.

РаспадСоветского Союза, произошедшие в России изменения, вызванные переходом из однойэкономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системыпатриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность,эгоцентризм, цинизм, меркантильность и агрессивность.

Характеризуясоздавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утративпатриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряемсебя как народ, способный на великие свершения».

Патриотическое воспитание на уроках литературы

Планомернаяработа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительныерезультаты, если молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культурысвоей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находитьправильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитанииобладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевыепроизведения, включенные в школьную программу (за основу взята программаВ.Я. Коровиной).

Литература любогонарода содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы,взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы,поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов — патриотизма,богатырской силы, ума, находчивости — мы видим в древнерусскойлитературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейсяна протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученикиговорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвигесамопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защитемирного созидательного труда русского населения — вот основной вывод, ккоторому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».

Всреднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитанияучащихся представляют эпизоды военной истории России. Так,изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова«Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простыхсолдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышленияо значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальномхарактере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родиныи мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значенииБородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но иучастнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполненииучителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения — патриотизм и народность,проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным прианализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почемучувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас?Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносилислова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текстахорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «ПанорамаБородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова.

Высокоепатриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова«Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт — попыткаНаполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результатеанализа пятиклассники определяют мораль басни — всякого захватчика,посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «Сволками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». Вместе сЛовчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость исправедливость суровой борьбы с любым коварным  врагом.

Приизучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть вА.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия,размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.

Повесть Н.В. Гоголя«Тарас Бульба» (7 кл.) — это прославление боевого товарищества,осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса иего товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести.Подвиги Тараса  и его сына Остапа вызывают у учащихся чувство искреннеговосхищения и дают конкретные представления о таких чертах патриотизма, какбеззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести инезависимости.

Взаимосвязьрусской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучениялитературы 8 класса. Большие возможности при этом предоставляетиспользование проблемного метода изучения литературы, который организован наоснове взаимодействия, диалога с  учащимися. Дети  учатся критически мыслить,решать сложные проблемы на основе анализа предоставленной информации,взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях,общаться с другими людьми. Ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов,овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументированоотстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других.Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебногозанятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданскойпозиции.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

Особоеместо на уроках литературы занимает работа с историческими документами(роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатсясравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставлениепредводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, впроизведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Такая работапозволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которыху них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событийформировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенкапозитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать,насколько важно их мнение,  учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьбародины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова«Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству- эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере АндреяСоколова мы видим и другие важнейшие чертыгероев Великой Отечественной войны — несокрушимую нравственную силу,исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главногогероя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести,если к этому нужда позвала».. При анализе текста учащиеся получают заданиянайти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительнойлитературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают навопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «Акак бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастностиребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, чтоделает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно сопоставить рассказМ.А. Шолохова и произведения А. Толстого «Русский характер», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Героизм,патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашлиотражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаютсяв разделах , «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогахвойны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В нихпомещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского,Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др.,рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине,ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических игероических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждогосолдата-воина.

Сособой теплотой относятся школьники к теме родной природы, еекрасоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не толькона страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина(«Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина(«Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включеныпроизведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова,А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение,последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений оРодине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевноенастроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие иотношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышатьприроду, стремление постичь тайны цвета, света, звука, формы.

Познать,понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство.Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на урокахтворческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составитькроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристикуисторическому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов,элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настройурока, что во многом определит его успех.

Воспитаниепатриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордостиза свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойнымстраницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможнопереоценить.

Понятиепатриотизм я для себя определяю не только как любовь к Родине, но и уважение ипреклонение перед лучшими людьми своего Отечества. Таким человеком для меняявляется Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому, используя часы внеклассногочтения, провожу урок, посвященный жизни этого великого учёного, выдающегосяобщественного деятеля, высоконравственного и интеллигентного человека собсуждением отдельных глав из его «Писем о добром и прекрасном»

В.АСухомлинский писал: Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия ипереживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутсявоспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголкомсвязывается образ великой Родины. Таким маленьким уголком детства длямоих учеников является наш Первомайский район, где они все  живут. С цельювоспитания любви к этой частичке своей малой Родины, к родной школе был разработанряд программ и проектов по краеведению. Специфика нашей работы такова, что мысеем зерна разума и доброты, а прорастут они еще не скоро, не вдруг. Иногда ,ксожалению, могут не прорасти совсем.
Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного  добрее душой друг кдругу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность,порядочность, патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учительможет считать свою задачу выполненной.

Взаключение хотелось бы напомнить слова Д.Г.Байрона : «Тот,кто не любит своюстрану , ничего любить не может.

 

4.Список использованной литературы

1.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования /Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова — СПб: КАРО, 2004. — 224 с.

2.Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст]/ З.Т. Гасанов // Педагогика. — 2005. — №6. — С. 59-63

3.Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие/ Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 64 с.

4.Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русскойпедагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. — 2007. — №1. -С. 93 — 101

5.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. — Волгоград: Учитель, 2006.- 169 с.

.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет