Файзуллина Айгуль Марселевна,
старший воспитатель МБОУООШ с. Староиликово,
Благовещенский район,Республика Башкортостан,
Российская Федерация
Помощь малой родине. Каквоспитать у детей любовь к родному краю?
Родной край – это вдохновение длякаждого человека, где бы он не жил и находился. С детских лет каждому ребенкупрививается это чувство любви к родным местам, его природе, людям. Но у каждогоон проявляется уже в старшем возрасте по-разному, человек может относиться кродному краю безразлично, либо же, горячо его любить, проявлять заботу иучаствовать в мероприятиях по его развитию и сохранению. Все это, конечно же,зависит от нас, воспитателей, так как зернышки уважения и любви к родным местамзакладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, перед нами всегдавозникает ряд вопросов:
– Как детям привить любовь к малойродине?
– Какие методы патриотическоговоспитания использовать?
– Какие воспитательные мероприятияпроводить?
Такими актуальными вопросами задаетсякаждый воспитатель дошкольного учреждения. Они говорят об огромнойответственности педагогов, так как без должного внимания к патриотическомувоспитанию невозможно формирование цельной личности в современном мире.
Воспитание ценностей любви и уваженияк родным местам подразумевает активную работу с каждым ребенком, учет еговосприятия мира, интересов, способностей. Например, в каждом уголкеБашкортостана работают множество дошкольных учреждений с дошкольными группамиразных возрастов и национальностей, и у каждого ребенка в этой группевосприятие родного края может быть связано с определенными особенностями быта,природы, образов местности. Мы считаем, что важно связать ребенка с малойродиной с помощью ассоциацией с яркими образами малой родины. Среди них могут быть:
– природные объекты: реки, горы,леса;
– яркие достопримечательности края(музеи, парки, исторические места);
– народный фольклор, искусство(произведения народного фольклора (праздники, песни), искусство народов края).
В последнем случае очень важно придерживатьсяпринципов поликультурного воспитания с учетом многонационального характеранаселения современного Башкортостана. Каждый ребенок, будь он русским,башкиром, татарином, чувашской национальности, привязан к родному краю черезкультуру своего народа. Поэтому мы очень важным в воспитании уважения и любви кродным местам проведение в дошкольных учреждениях народных праздников,фестивалей, конкурсов с приглашением местных жителей – знатоков народнойкультуры. Они могут рассказать детям о культурных реалиях местности, родныхмест, о характере народных праздников и обычаев.
Например, в детском саду для всехвозрастных групп могут быть составлены репертуары местных народных музыкальныхпесен, игр и танцевальных элементов, художественного чтения и разучивания,народных игр, познавательных занятия, занятия по художественной деятельности, атакже досугов и национальных праздников. Так же должна быть организованаработа с родителями по формированию привязанности детей к местным народнымобычаям и традициям. Родители должны принимать участие в таких мероприятияхкак: национальных праздниках как «Масленица», «Сабантуй», «Карга туйы»,«Навруз»; в конкурсах фотографий «Природа малой родины»; изготовление кукол«курсактар» по мотивам фольклора края; изготовление игрушек по мотивам народно-прикладного искусства местности; разучивании стихов и песен местного фольклора;активное участие в создании развивающей среды в группах и т.д. [3, с. 59].
Очень важно в воспитании любви кмалой родине реализовать познавательный компонент обучения дошкольников. В этомна помощь к нам п-риходят экскурсии по родным местам и последующая организацияпродуктивной творческой деятельности ребят. Лучше всего ребенок запоминает темест, в которых он побывал.
Например, дошкольникам предлагаетсянарисовать то, как, по их мнению, выглядит их родная деревня. В целом, рисункидетей дошкольного возраста бывают практически одинаковыми: в центре изображеныдва самых знакомых места для ребенка – его дом, где он живет со своей семьей иего детский сад. Для детей старшего дошкольного возраста также характерноизображение этих двух мест, а также себя и своих родителей («Это мы идем смамой в садик, а папа поехал на машине на работу»). Кроме того, в своихрисунках дети чаще всего изображают «обязательные» элементы каждого рисункаприроды – солнце, облака, трава, цветы. Кроме дома и образовательногоучреждения, дети добавляют те места, которые посетили и запомнились им. Набольшинстве рисунков присутствует какой-либо (чаще всего конкретный,расположенный ближе к дому) лес, а также какое-либо место отдыха и развлечений(озеро, река, парк). Вместе с тем, по рисункам детей невозможно определитьхарактерные черты и памятные места. Данные рисунки, за исключением конкретныхназваний, являются шаблонными и могут быть применимы к любому родному краю [1,с. 49].
Таким образом, у детей неформируется ценностное и индивидуальное отношение к своему родному региону, таккак они не знают его достопримечательностей, известных личностей, природныхпамятников. Поэтому, экскурсионный компонент в воспитании любви к родным местамдолжен активно реализоваться в любой дошкольной возрастной группе.
Развитие понимания дошкольников о малойродине взращивается вместе с взросление ребенка, закладывает основыэмоционально-ценностного понимания дошкольником окружающего мира, затем –развивающее, связанное с непосредственной деятельностью, с овладениемэлементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основепервичных ценностно-моральных представлений (ФГОС ДО), и уже на этой основе –обучающее.
Знакомство с родными местами, формированиеинтереса, передача детям знаний о прошлом и настоящем своей малой родинынаправлено на повышение качества патриотического воспитания детей старшегодошкольного возраста. Знакомство детей с родным регионом: с историко-культурными,национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такиечерты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.Воспитывая у детей любовь к родному региону, необходимо подвести их кпониманию, что их регион – частица Родины. Показать через малое большое,зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот чтоважно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Осуществить этовозможно только совместными усилиями всех участников воспитательно-образовательногопроцесса (детьми, родителями, педагогами, а также социальными партнерами)
Литература
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников сродным городом и страной: (патриот. воспитание) : конспекты занятий. – М.:Перспектива, 2011. – 296 с.
2. Андрюнина, А. С. О формированииценностного отношения к малой родине в период детства // SCIENCE TIME. – 2015.– № 5. – С. 37-44.
3. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. – 2005. – № 6. – С. 59.
©Файзуллина А.М., 2023