МБДОУ«Детский сад №57» комбинированного вида
Нижегородскаяобл. г. Дзержинск.
Адрес:бульвар Космонавтов,14; тел/факс: 33 33 03
http://www.dou57.ru;e-mail: ds57@uddudzr.ru
Статья натему:
«Преимуществадидактической системы Ф. Фребеля в работе с детьми младшего дошкольноговозраста»
Подготовила воспитатель:
Мамаева И. В.
г. Дзержинск
2022
«Преимуществадидактической системы Ф. Фребеля в работе с детьми младшего дошкольноговозраста»
ФГОС ДОО требует,чтобы воспитательно — образовательный процесс в детском саду был построен всоответствии с возрастом воспитанников. В связи с этим акцент делается наигровом обучении. Детство невозможно представить без игры. В свободной игровойдеятельности зарождается воля ребенка, развивается его речь и интеллект.
Знакомстворебенка с окружающим миром происходит через манипулирование с его объектами.Однако практика последних лет показывает, насколько сложнее стало удерживатьустойчивый интерес ребенка к познавательно – игровой деятельности. Виной томутехнический прогресс, который предлагает детям большой выбор компьютерных игр иприложений на смартфоны, в которые с радостью дают им поиграть родители.
Несмотря на этосовременные дошкольники, как и дети предыдущих поколений, все же любят играть,но отдают свое предпочтение играм с современными конструкторами и различнымголоволомкам. Основной компетенцией современного педагога является умение датьигре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что уребенка заложено природой. Одним из эффективных средств при этом является игровойнабор «Дары Фребеля».
Автор пособия, ФридрихФребель, рассматривал игру и ручной труд в качестве важнейших средств,стимулирующих развитие природных задатков ребенка, его индивидуальности ивероятных способностей.
Игровой набор «Дары Фребеля» таит в себеогромнейший потенциал и развивающие возможности. С его помощьюможно существенно обогатить повседневные игры ребенка, ставшие для неготрадиционными. Изначально автор изобрел всего 6 «даров»,сегодня набор пополнен еще 8 модулями и входит в один из блоков современной технологииSTEM.
Представим личный опыт работы в данномнаправлении.
В своей работе мы используем:
Дар1. Текстильные мячики. С ихпомощью дети учатся различать форму, цвет и движение. Эта ранняя физическаяактивность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.
Дар 7. Цветные фигуры.Этот модуль дает возможность применить в работе с детьми творческие задания.Дети с интересом составляют фигуры по карточкам – образцам. Кроме того, цветныефигурки мы применяем и в качестве заплаток на рабочих листах с изображениямисказочных персонажей, и для выкладывания рядов на графомоторных дорожках.
Дар 8. Деревянныепалочки – важный элемент для развития логического мышления. Из несколькихпалочек можно легко составить двумерную проекцию геометрических фигур –квадрат, прямоугольник. Благодаря разной длине палочек есть возможностьсоздавать изображения различных предметов, опираясь на образцы.
Дар 11. Цветные тела.Как известно, одно из любимых дел любого малыша – собирание бусин. А если мыусложним задание, предложив собрать веселую гусеницу, но обозначив очередностьфигур, то увеличим количество решаемых образовательных задач.
Дар 12. Мозаика ишнуровка. Игры с мозаикой – не только любимое занятие дошкольника, но еще ивесьма полезное. Такого рода деятельность стимулирует развитие мелкой моторики,образного мышления, воображения, цветового восприятия, представления о форме,величине, ориентировке на плоскости, обогащает тактильные ощущения, формируетумение анализировать изображение итд.
Резюмируя всевышеизложенное, хочется отметить, что результат внедрения в практику работы сдетьми младшего дошкольного возраста игрового набора «Дары Фребеля» не заставилсебя долго ждать. Уже после первого года применения мы увидели, насколькоблагоприятно он воздействует на:
• формирование социально — коммуникативных навыков дошкольников;
• развитие сенсорной сферы;
• уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
• формирование исследовательских навыков и конструктивныхумений;
• качество освоения элементарными математическими представлениями;
• развитие логического мышления.
Хочется сделать акцент на том, что данный дидактический материалявляется универсальным и может применяться в разнообразных видах деятельности. С его помощьюв рамках той или иной игровой ситуации малыши с легкостью осваивают сложныепонятия, среди которых названия геометрических фигур и тел, понятия «один —много», пространственные отношения. Кроме того, применение «Даров Фребеля»активизирует детскую инициативу и самостоятельность, благодаря чему онстановится еще актуальнее в условиях действия ФГОС ДО. Безусловно, многоезависит и от профессионализма педагога, его фантазии и творческого начала.Придумывайте, ищите, творите – и вы станетесвидетелями зарождения новых талантливых и креативных членов нашего общества!
