Проблемыпреподавания истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях России
Автор: Богданова О.А.
В данной статье освещаются проблемы,возникающие в процессе преподавания истории и обществознания в средних общеобразовательныхучреждениях России. С обозначенным в данной статье перечнем проблемсталкивается большинство школ. В статье рассматриваются методы и формы работы синновационными и телекоммуникационными технологиями в школе при изучениипредметов «история» и «обществознание». Автор обосновывает необходимостьприменять телекоммуникационные технологии в учебном процессе требованиямиобразовательных стандартов и необходимостью формирования у школьниковинформационных компетенций. Решение этих проблем может повлиять на дальнейшееповедение учащихся в реальной жизни, как неотъемлемых субъектов общества. Нужноузреть корень проблемы, о котором и пойдет речь в данной статье.
Ключевые слова: преподавание, история,обществознание, недостатки современной методики преподавания, информационные ителекоммуникационные технологии.
В последние два десятилетия преподаваниепредметов общественно-научной области проходило в русле культурологическогоповорота к российской аутентичности, что привело к расстановке гражданско-патриотическихакцентов. Как результат начало 20-х годов XXI века ознаменовалось со стороныобщества запросом на научное наполнение содержания историко-обществоведческогообразования. Это касалось наиболее значимых исторических эпох и актуальныхобществоведческих тем.
В историческом образовании особуюважность, например, приобрели вопросы военной истории и, прежде всего, изучениеистории Великой Отечественной войны с точки зрения углубления знания попроведению военных операций, роли и функциях военачальников, тактических истратегических результатов итогов войны.
И важную роль в этом играет ужесточениенорм российского законодательства, касающихся правового регулирования ввопросах фальсификации истории, дискредитации деятельности вооруженных сил,различных подходов в оценке роли СССР и фашистской Германии в развязыванииВторой мировой войны, равно как и вклада союзников в итоговую победу и др. Всеэти сложные научные и социально значимые проблемы рассматриваются в видеспециальных методических пособий для эффективной реализации в системеобразования.
В обществоведческом образованииактуализировались вопросы социально-политического спектра в контекстесовременных глобальных процессов и перспектив развития современной России, втом числе российской государственности и российского социума. Это проявилось визменении акцентов в понимании ценностных ориентиров с личностно-значимыхдоминант на социально-значимую детерминацию.
В силу этого в образовательной практикенаметился разворот от индивидуально-гуманистической парадигмы, где потребностиотдельно взятого индивидуума определялись как системообразующего факторуспешного функционирования социально-политических и экономических институтов кобщественно-ценностной парадигме, определяющей закономерность общественно-политическогоразвития в контексте приоритета аксиологических установок, связанных спатриотизмом, гражданственностью, законопослушностью, государственностью,функционально валидной социализацией и др. Именно в этом ключе происходиттрансформация и дидактического материала, и учебно-методического обеспечения преподаванияобществознания .
В организационно-методическом планепреподавание истории и обществознания в современных условиях опирается напотенциал цифровизации учебно-методического инструментария, оптимизацию формобучения с использованием цифровых и дистанционных образовательных технологий,интенсификацию практических активных видов учебной деятельности и др.
Однако преподавание истории иобществознания в школах сталкивается с рядом проблем, требующих системноговмешательства.
Так, например, с проблемой соотношенияфедерального и регионального компонентов, проблемой нарратива в историческомобразовании связана также проблема трудных вопросов по истории.
Еще одной проблемой можно назватьсложность изучения истории по новому стандарту ФГОС , которая обусловленасочетанием истории России и мировой истории.
Однако основной проблемой, на наш взглядявляется применение инновационных и телекоммуникационных технологий приизучении истории и обществознания в школе. Внимание к ИКТ усилилось в связи снестандартной для школы ситуацией – введением дистанционного обучения надлительные периоды в связи с эпидемиологической обстановкой. Новая реальностьускорила процесс цифровизации школы, открыв тем самым «окно возможностей» длявнедрения новых форм, методов и средств обучения.
Инновационные и телекоммуникационныетехнологии имеют большую перспективу для их использования на уроках истории иобществознания. ИКТ открывает больше пространства для фантазии ученика, позволяетему перенести изучаемый предмет в зону своего интереса – медиа — иИнтернет-пространство. Задания, связанные с ИКТ, требуют умения работать вколлективе, что непосредственно развивает навыки общения и регуляции.
ИКТ при изучении истории иобществознания можно использовать на уроке, при выдаче домашнего задания и приорганизации проектной деятельности.
Использование ИКТ на уроке истории можноорганизовать через работу с Google-диском. Облачное пространство позволяеторганизовывать работу учеников и учителя на расстоянии. Это очень актуально,если ученикам необходимо продолжить выполнение работы после урока или еслиучеба происходит в дистанционном формате. Google-диск позволяет обеспечитьсовместную работу над текстом, презентацией, рисунком. Например, можноиспользовать метод создания коллажа на Google-диске, для которого ученикидолжны самостоятельно подобрать подходящие иллюстрации, а также интереснооформить его, используя текст. Такую работу лучше всего проводить в группах. Надистанционном уроке можно использовать возможность создания комнат в программеZoom. При проведении очных уроков или при выдаче такого задания в виде домашнейработы, необходимо обеспечить ребят общей гугл-ссылкой. Данный формат работыбудет формировать коммуникативные и регулятивные навыки: взаимодействие сосверстниками и окружающей средой, распределение обязанностей в коллективе иготовность нести ответственность за общий результат и т.д.
Использование компьютеров позволяетсоздать онлайн-станции, на каждой из которых ученикам может быть предложеновыполнение того или иного задания. Результат работы отдельных станций можнообъединить, получить новое знание и творческий продукт.
На уроках истории и обществознанияактивно может использоваться интерактивная доска. Она обеспечивает наглядность,способствует эмоциональному восприятию информации через её визуализацию,повышает эффективность урока. Учитель имеет возможность сделать объектыинтерактивными, использовать аудио и видеоматериал, формировать навыки работы скартой, в том числе – с контурной. Доска позволяет использовать удобныекластеры и схемы, дополнять их изображениями и материалами из сети Интернет,что сложно сделать на обычной доске.
Развивать навыки работы с ИКТ и при этомобеспечивать получение предметных результатов можно с помощью созданиявидеоматериала. Ученикам можно предложить создать фильм об историческом событииили общественном явлении. Создание видео повышает навыки поиска информации, ееотбора, умения монтировать видеоматериал, а также учиться презентовать своюработу.
Для знакомства с культурным наследиемРоссии и мира можно использовать такое достижение ИКТ как виртуальные выставкии прогулки. Конечно, они не могут заменить настоящего посещения историческихмест, однако, будут намного нагляднее, чем обычные иллюстрации. Виртуальныемаршруты развивают пространственное мышление детей, повышают их интерес кпредмету, позволяют приобрести представление о зданиях, улицах и архитектурныхансамблях разных городов.
Полезным навыком развития цифровыхкомпетенций, обеспеченных предметным знанием, может стать создание сайта,который будет посвящён определенной теме курса. Создание сайта – сложное дело,требующее работы целой команды. Такая работа позволит разным ученикам проявитьсвои сильные стороны – знание предмета, творческое представление и дизайн,умение составлять грамотные и интересные тексты, подбирать нужное оформление ит.д. Также можно предложить детям создать аккаунт исторической личности,который нужно будет наполнить фотографиями и информацией.
Работа с ИКТ на уроках истории иобществознания будет также способствовать развитию у обучающихся Soft-skills –«гибких навыков». Это универсальные навыки, которые отражают личные качествачеловека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время,творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность. Этинавыки и качества личности необходимы для реализации профессиональнойкомпетенции, востребованности на рынке труда. Все эти элементы содержаться вфункциональной грамотности, под которой мы понимаем способность человекаиспользовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкогодиапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общенияи социальных отношений .
Таким образом, преподаваниеобщественно-научных предметов на современном этапе развития образованияподвергается существенной трансформации, вызванной актуальными запросами состороны общества и государства. Наибольшее внимание требуется содержательномукомпоненту практики преподавания истории и обществознания с использованием ИКТв силу их повышенной значимости для всего российского общества.
Литература
1. Алиева З.А. Текущее состояние иперспективы развития применения инноваций в системе образования. // Научныйэлектронный журнал Меридиан, 2020. – № 6. – С. 177-179.
2. Иванов, А. Г. Компьютерные игры вобучении истории / А. Г. Иванов // Общество: социология, психология,педагогика. – 2019. – № 3. – С. 134-138.
3. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Softskills в представлении преподавателей и студентов российских университетов вконтексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов.2018. – Т. 15. – № 3. – С. 350-363.
4. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] //Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/
5. Шабалина, О. А. Адаптивные обучающиеигры как тренд развития обучающего ПО / О. А. Шабалина, А. Г. Давтян, А. В.Катаев, А. А. Алимов // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании иуправлении. – 2018. – № 4 (8). – С. 11-16.