РАЗВИТИЕМЕЛКОЙ МОТРИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ФАКТОРПРИОРИТЕНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ФГОС ДО
ПушминаМ. В. учитель-логопед
МБДОУг. Иркутска
детскогосада №116
Внастоящее время количество детей с нарушениями речи увеличивается. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт предполагает, что на ступенидошкольного образования недостатки речевого развития должны быть устранены кначалу школьного обучения. Специфика коррекционных логопедических групп ориентированана коррекцию речевых нарушений по следующим направлениям – совершенствованиелексико-грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической стороныречи, коррекция произносительной стороны речи, развитие связной речи, подготовкак овладению элементарными навыками письма и чтения. Немаловажная роль отводитсяразвитию мелкой моторики детей с нарушениями речи. Почему же так важно у детейс речевыми нарушениями развивать мелкую моторику рук? В настоящее времяизвестно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга. Вголовном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук,которые расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя темсамым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающиеза речь. Упражнения с участием рук оказывают положительное воздействие намозговую деятельность. «Истоки способностей и дарований детей находятся накончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Замечено, что дети, совершающиемногочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевомотношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движениякисти, развитие речи можно существенно ускорить. Таким образом, можно сказать,что кисти рук это представители речевых центров мозга и при повышении ихумелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.
Насегодняшний день существует множество способов развития мелкой моторики пальцеврук, можно выделить следующие направления:
· Массажи самомассаж кистей рук;
· Фасолевыеванны;
· Лепка;
· Игрыс крупами;
· Мозаика;
· Пальчиковаягимнастика и пальчиковые игры;
· Шнуровки;
· Игрыс пуговицами и бусинами;
· Пазлы;
· Катаниеладошкой карандашей по столу или по другой поверхности;
· Игрыс макаронами;
· Игрыс водой, с бумагой;
· Пескотерапия;
· Дорисовывание;
· Раскрашивание;
· Штрихование;
· Су-джоктерапия.
Целью данных упражнений является развитиемелкой моторики рук, оказывающее благоприятное влияние на развитие речи,развитие зрительно-пространственной координации, а также происходит активизацияпознавательной и речемыслительной деятельности.
На логопедических занятиях часто применялсямассаж и самомассаж рук который … а также использовались фасолевые ванны,которые были включены как сюрпризный момент, игры с пуговицами, с бусинами,штрихование, раскрашивание использовались на фронтальных занятиях по обучениюграмоте как элемент основной части занятия
Исходя из собственного опыта логопедическойработы по коррекции нарушений речи у дошкольников, включение в работуперечисленных упражнений и заданий по развитию мелкой моторики позволяет:
— улучшитькоординацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук,
ритмичность;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить общую двигательную активность;
-содействовать нормализации речевой функции;
-развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное ислуховое восприятие, творческую активность;
-создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками ивзрослыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
Применение перечисленных выше упражнений по развитию мелкой моторики позволилоразнообразить работу логопеда по коррекции нарушений речи, а также сталанеотъемной частью подготовки детей с речевыми нарушениями к усвоению школьнойпрограммы по русскому языку.
Литература:
1. Большакова, С. Е. Формированиемелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гуцал, И. Ю. Игры с предметамипри подготовке детей с ОНР к обучению грамоте / И. Ю. Гуцал // Логопед. — 2012.- № 4. — С. 73-76.
3. Коротовских, Т. В. Основы формирования готовности к обучению грамотестарших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Коротовских //Обучение и воспитание: методики и практика. — 2015. — №18. -С. 80-84.
4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры и упражнения. – СПб.: Литера,2007.- с.
5. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательныхучреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева,Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. — М.:Просвещение, 2010. — 271 с.
6. Лобанова, Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей //Молодой ученый.- 2014. — №20. – С. 595-596.
7. Плутаева, Е. Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет //Дошкольное воспитание. – 2005. — №5. – С.43-45.
