Развитиеумений критически мыслить у учащихся начальных классов
Критическое мышление — направленноемышление, процесс, ориентированный на решение проблемы, который требует особыхнавыков: способности анализировать, делать выводы, интерпретировать, оцениватьи др. Критическое мышление — это совершенный, улучшенный вид мышления, которомуможно и нужно научиться.
Обучение критическому мышлениюосновывается на формировании определенных умений и навыков. В процессекритического мышления происходит использование этих умений и навыков в разныхситуациях.
Развитие критического мышлениявозможно разными средствами и методами. В отличие от других видов мышления,является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. Одним изсредств успешного развития критического мышления, по нашему мнению, являетсяработа над литературным текстом, содержащим познавательные элементы, которыевозбуждают интерес. «Образование, рассчитанное на перспективу, должно строитьсяна основе двух неразделимых принципов: умения быстро ориентироваться встремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить иприменить полученную информацию». По нашему мнению, приучать детей ккритическому мышлению нужно с самого начала обучения; с первого же классаследует работать с детьми над выработкой умения выделить из потока информацииглавное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть.
Психологическаяи педагогическая науки считают доказанным, что с помощью обучения у человекаразвивается способность к критическому мышлению. Но тут же следует добавить,что обучение должно быть ориентировано на учащихся, должно быть развивающим,вырабатывать у них навыки критического мышления. Опираясь на вышесказанное, можно предложить детям озаглавить текст, высказать свои доводы, перечислить,что они знают или думают, что им известно по названной теме. Убедившись, чтоучащиеся поняли новый материал, надо задать вопросы: что хотели бы они узнатьеще, удовлетворяет ли их то, что они уже знают, или они хотят узнать больше?
В отличие от известной методики(последовательность вопросов такова: что знаете? Что хотите узнать? Послечтения текста что узнали?), нужно ставить вопросы относительно того, что хочетеще знать ребенок после того, как он ознакомился с текстом. И эта модификацияне случайная. Подразумевается, что у ребенка уже есть познавательный интерес кданному явлению, специально стимулируем и углубляем, делаем еголичностно-значимым. Учащиеся III класса на уроке окружающего мира спрашивали:Почему земля сырая, когда ее роют? Почему морская вода соленая? Как видим,вопросы детей носят исследовательский, познавательный характер. Учащиеся ищутпричинные связи.
В данном случае мышление и творческоевоображение детей протекают на фоне такого типа общения, которое характеризуюткак учебное сотрудничество. Вопросы детей имеют эмоциональную окраску, выявляетбережное отношение и любовь детей к природе. При традиционной методике педагогобъясняет учебный материал, дети его осваивают, и после происходитвоспроизведение ранее изученного. То же самое происходит и при самостоятельномчтении. При такой методике невозможно научиться мыслить критически.«Существенным компонентом критического мышления является развитие установки нато, чтобы мыслить критически и готовности к этому» . Выработать и фиксировать усебя подобную установку так же важно, как развить навыки такого мышления.«Навыки бесполезны, если они не находят применения. Установку на критическоемышление нужно прививать и ценить». При установке на критическое мышление Д.Халперн считает необходимым готовность планировать свои действия,
проявлятьгибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознаватьих, искать компромиссные решения. Невозможно стать критически мыслящимчеловеком, не выработав у себя подобную установку. Исходя из концепции Д. Узнадзе,установка не только может быть осмыслена как фактор критического мышления, нозанимает центральное место в общепсихологической и педагогической концепции. Д.Узнадзе сформулировал научное понятие установки и ее влияние на «процессывосприятия, мышления и оценки социальных ценностей» . Установка формируется наоснове потребности, в данном случае — познавательной и ситуации, в данномслучае — специально организованной педагогической ситуации, стимулирующейпоисковую активность учащихся. Чтобы осуществить воспитание человека, необходимопринять во внимание закономерности развития его психики. «Воспитание, обучение,развитие — все это такие процессы, для понимания которых ничто не имеет такогозначения, как понятие установки… Установка есть факт целостной природы, онаявляется характеристикой субъекта как целого. Но в то же время установкаозначает готовность этого активного субъекта к действию».
Задача педагога — создать для учащихсяустановку думать, размышлять критически. Ученик должен быть настроен, расположенк тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, критически проанализировать,осмыслить новую информацию. Практика доказала, что учащиеся, у которых выработанатакая установка, легко преодолевают трудности в сфере усвоения информации, онине принимают ничего слепо, подходят к вопросу исследовательски, пытаютсявыявить причинно — следственные связи, стараются узнать больше, тогда кактрадиционное преподавание дает определенную сумму знаний, но не способствует вполной мере интеллектуальному развитию, не всегда развивает способностьрассуждать.
Развитие у учащихся умений и навыков,критического мышления успешно происходит в учебном процессе при определеннойустановке на критическое мышление, при использовании специально разработаннойметодики и при условии сотрудничества между педагогами и детьми.