Совершенствованиематематических способностей через использование экологических задач.
Окружающий нас мирпретерпевает существенные изменения, по мере развития современной индустриирастёт и влияние человека на окружающий мир. В современном мире остро встаетвопрос экологизации общества. Экологизация – это не только бережное отношение кприроде, это формирование качеств в обществе, направленных на достижениегармонии человека с природой.
Являясь учителем,думаю, что экологизацию необходимо начать с младшего возраста. То естьнеобходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы сформироватьу учащихся знания об окружающей среде, для природы, ради природы.
Есть понятие –«экология». Экология – это наука, изучающая основные природные закономерности,взаимодействия живых и неживых организмов. В мире технологий, чаще мы слышимпонятия «видеоэкология», «экология души», «социальная экология», «прикладнаяэкология»…Экологизация со школьной скамьи подразумевает формирование новогомировоззрения и нового отношения к окружающей нас среде.
Результатом экологическогообразования учащихся является ученик, который понимает какой вред наносят теили иные действия и предпринимает меры по устранению этого вреда.
Думаю, благодаряволонтерам и учителям – энтузиастам, экологам идет работа по экологическомуобразованию детей. Также вопросы экологии применимы во всех уроках, по всемпредметам, решая их, можно прийти к выводу, что мы зависим от окружающей нассреды и можем помочь ей.
Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы заинтересовать детейпроисходящим на свете, вокруг них и с ними.
Математика такойпредмет, которого не свяжут с экологией. Но между тем, мы знаем, что математикуможно найти везде. На уроках математики для повышения экологической культурыучащихся я включаю экологические задачи. Решая данные задачи, учащиеся понимаютвсю глобальность экологических проблем, могут найти решения некоторых проблем,составляя свои проекты.
Экологические задачи я применяюв 5 классе. В этом классе рекомендуется развивать экологизационныенравственные ценности, доступные подростку. Целью воспитания детейданного возраста (11-12 лет) является формирование позитивногоотношения к окружающей среде. Темы задач могут быть разных направлений:биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числерешение задач по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачиучат осмысленно читать условия задач, вникая в проблемы окружающей среды, об ихобитателях и находить решения из сложившихся экологических проблем. Задачимогут быть применены как в урочное время, так и во внеурочное время. По каждомуразделу, по каждой теме можно составлять экологические задачи, вовлекая в этотпроцесс и учащихся, и в конце получить хороший сборник экологических задач.
Показателемуровня экологической воспитанности является отношение людей к окружающей среде,к друг другу, что можно повысить применяя, используя экологических задач науроках математики.
Вместе с учащимися 5класса мы решили составить экологические задачи, чтобы в конце получить сборникэкологических задач.
Цель: составитьэкологические задачи о нашей Родине.
Задачи:
1. Изучение научно-методической, педагогической литературы и учебныхпособий;
2. Разработать математические задачи с экологическим уклоном науроках математики с последующим её решением;
3. Проанализировать условие задачи и выяснить, какая экологическаяпроблема в ней затронута, найти пути её решения.
К вашему вниманиюпредлагаю некоторые задачи, придуманные учащимися 5 класса. Решая такие задачи,учащиеся узнавали что-то новое для себя, развивали способность излагать своюмысль, свои идеи, повышая при этом свое экологический уровень культуры.
Задачи.
1. Найдитеплощадь Хангаласского района в тыс кв.км., вычислив значения выражения: (2,6*1,35 + 87,88): 3,7
2. Однодерево насыщает воздух кислородом, очищает столько, как включенные вместе 10кондиционеров. Сколько кондиционеров заменят 15 деревьев, посаженных на аллеевдоль дорог?
3. Брошенныйна землю пакет в нашем климате разлагается около 20 лет. Кофейный стаканчикразлагается на 10 лет дольше. Трубочка для напитков разлагается в 10 раздольше, чем пакет. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложилась трубочкадля напитков? На сколько лет раньше разложится пакет?
4. Присжигании дров в отопительной печи в воздушную среду попадает множествохимических соединений: угарный газ, диоксид азота, тяжелые металлы,формальдегид, диоксин, бензол, толуол, мелкодисперные частицы. При сгорании 1кг древесины выделяется 8 куб.метров газообразных продуктов сгорания. Сколько куб.метров газообразных продуктов сгорания выделится при сжигании 32 кгдревесины?
5. Туалетнаябумага сделана из первичной целлюлозы – древесины – или из вторичного сырья –макулатуры. По данным издания «ЦБК экспресс» в первой половине 2022 года вРоссии было произведено 3,2 млрд условных рулонов туалетной бумаги, что большена 10% от прошлогоднего производства. Сколько рулонов было произведено в 2021году.
6. Летомв наших лесах обитало около 3000 птиц. Сколько птиц останется после зимы, еслизимой может погибнуть до 30%?
7. За10 минут от пожара сгорает до 10 деревьев. Сколько деревьев может погибнуть отпожара через 3 часа?
При решении экологическихзадач у учащихся:
· Формируется, развивается способность применять полученные умения вжизненных ситуациях;
· Экологическое образование учащихся формирует любовь иуважение к окружающей среде;
· Развивает интерес к уроку, а также совершенствуетматематические способности учащихся.
Применениеэкологических задач на уроках математики способствует повышению экологическогоуровня культуры учащихся, уважению друг другу и окружающей среде. В связи сэтим, необходимо продолжать работу по экологизации подрастающего поколения.